Примерная схема анализа ошибок письма
Для проведения подробного анализа ошибок письма, все обнаруженные ошибки при выполнении различных видов письменных работ, можно разделить на следующие группы:
1. ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (замены и смешения глухих и звонких согласных; твердых и мягких; свистящих и шипящих; соноров, аффрикат, заднеязычных; замены и смешения лабиализованных гласных «о-у», «ё – ю»);
2. ошибки, связанные с несформированностью языкового анализа и синтеза:
· ошибки, связанные с неумением выделять буквы, написание каждого предложения с новой строки;
· ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения (слитное или раздельное написание слов, пропуск слов);
· ошибки, связанные с несформированностью фонематического анализа и синтеза слов (пропуск, добавление, перестановка букв и слогов в словах)
3. ошибки, связанные с заменой или смешением графически сходных букв: оптические, кинетические, зеркальные;
4. орфографические и пунктуационные ошибки.
Примерная схема анализа нарушений чтения
Анализ ошибок чтения проводится по двум основным направлениям
1. Нарушение технической стороны чтения:
· скорости чтения;
· способа чтения;
· правильности чтения (незнание изученных букв, смешение и замены букв на основе их акустического, артикуляционного, оптического сходства);
· искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавление букв и слогов);
· аграмматизмы;
· нарушение выразительности чтения.
2. Нарушение смысловой стороны чтения:
· непонимание отдельных слов и фраз в контексте;
· невозможность правильно ответить на вопросы по прочитанному тексту;
· затруднения при установлении причинно-следственных связей в тексте, неумение выделять основную мысль произведения;
· трудности пересказа.