Развитие и взросление детей в условиях информационного общества индивидуализируется и становится менее предсказуемым. Многие современные родители задумываются о том, как помочь своим детям гармонично развиваться, хорошо учиться и пройти путь первичной социализации без особых проблем и сложностей.
Действительно, сейчас на наших детей все меньше оказывают воздействие такие привычные институты социализации как семья, детский сад или школа, уступая место таким «новым» влияющим феноменам, как социальные сети, интернет-проекты, рекламные продукты всех видов, деструктивные религиозные сообщества и молодежные субкультуры. Чтобы предотвратить негативное влияние внешней среды на детей родителям следует особо обращать внимание на появление у них:
- резких, необъяснимых перепадов настроения, неоправданных страхов, повышенной обидчивости и плаксивости, злости и агрессии, суицидальных мыслей;
- повышенной активности (гиперактивности), апатии или расстерянности;
- частых кошмаров, беспокойства, боязни спать одному, затруднений в утреннем пробуждении и в засыпании;
- трудностей адаптации к детскому саду, в обучении в школе, не выполнения требований учителя, обманов или прогулов;
- всевозможных психологических травм из-за смены школы, пополнения в семье, гибели близкого человека или домашнего любимца, развода родителей, неразделенной влюбленности, травли или насилия;
- сильных переживаний в связи с сомнениями при выборе места обучения или будущей профессии, устойчивых страхов перед экзаменами;
- симптомов психического расстройства, заикания, нервного тика, недержания мочи, резкого набора или потери веса.
В этих случаях полезно обратиться в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в которых работают квалифицированные и опытные специалисты. Они могут:
- успокоить родителей, объяснив, каким способом им можно действовать, как скорректировать нормальное развитие и сделать воспитательную тактику более эффективной;
- предложить углубленную диагностику для детей и родителей с целью выявления истинных причин того или иного отклоняющегося состояния;
- предложить углубленную диагностику для определения профессионально-личностного потенциала подростка;
- предложить детям и родителям занятия в мини-группах в рамках образовательной программы, которая скорректирует процесс развития или социализации, гармонизирует детско-родительские отношения;
- провести несколько коротких консультаций или детско-родительских сессий, предложить краткосрочную индивидуальную коррекцию или длительную индивидуальную психотерапию для детей и родителей.
А если в ходе обследования у детей будут выявлены серьезные проблемы, то порекомендовать, куда обращаться для специального лечения или специального обучения.
В столице нашей республики - городе Чебоксары действует четыре муниципальных центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которые специализируются на работе с определенным контингентом детей. Подробную информацию об их работе можно найти на официальном сайте Управления образования администрации города Чебоксары на баннере «Образовательные учреждения г. Чебоксары».