I. Организация работы школьного катка:
На территории общеобразовательных учреждений в зимний период необходимо предусмотреть организацию работы школьного катка.
Территория катка должна иметь ровную поверхность, на площадке не должно быть предметов, представляющих опасность для окружающих.
1. Технология заливки катка.
При заливке на снег необходимо подготовить основание из укатанного снега. Снег должен быть укатан до состояния, когда по нему можно ходить, практически не проваливаясь. Основание должно быть толщиной около 5 см. Если площадки не имеют бортов, то по периметру можно сделать небольшой бруствер высотой 15-20 см. Снег можно укатывать обычным ручным садовым катком. Заливка должна осуществляться до полной пропитки снега и образования небольших луж. Возникающие при заливке неровности необходимо заглаживать лопатой до замерзания.
При заливке грунтовых площадок необходимо осуществлять заливку постепенно, слой за слоем, до тех пор, пока площадка не прекратит впитывание воды.
Заливку льда рекомендуется производить при температуре воздуха не выше минус 10 градусов.
Лед следует заливать через пожарный гидрант, используя для этого прорезиненные пожарные рукава и пожарный ствол с распылителем. При использовании распылителя структура льда получается однородная. При заливке льда сплошной струёй воды лед образуется слоистый, сильнее выкрашивается при катании, в сильный мороз, от минус 15 градусов и ниже, сверху образуется корка льда, под которой образуются пустоты.
Напыление льда производится слоями. После напыления первого слоя льда делается перерыв на 2-3 часа, пока он не замерзнет. Затем производится напыление следующего слоя льда, при этом необходимо обратить внимание на следующее: шланги или пожарные рукава не должны долго лежать на льду на одном и том же месте, так как лед под ними начинает таять. Также не рекомендуется заливать лед во время снегопада, иначе он получатся бугристым. Перед каждой заливкой лед надо очищать от снега.
Заливку льда можно производить как по часовой стрелке, так и против, по кругу; учитывая направление ветра (необходимо лить воду, стоя спиной к ветру).
Для нормальной эксплуатации катка в течение всего сезона в первый раз необходимо наморозить слой льда толщиной не менее 10-15 см. Это связано с тем, что за один день посетители катка обычно срезают коньками 1-2 сантиметра льда, а погодные условия могут не позволить производить заливку катка каждый день.
Со временем на льду могут появляться глубокие порезы и большие ямы. Перед началом следующей заливки их необходимо устранить. Ремонт льда производится следующим образом: в ведре делается смесь из снега и воды. Порезы и ямки заполняются этой смесью, после того как эти места подмерзнут, их выравнивают скребком, затем производят повторную заливку катка.
Для выравнивания финишного слоя поверхности льда и для последующих регулярных заливок после катания необходимо применять технологию «горячего выравнивания».
Прежде всего, необходимо произвести качественную очистку катка, затем взять ручное заливочное оборудование, напоминающее швабру, представляющее из себя систему труб с впитывающей тряпкой, и подключить его шлангом 1/2 или 3/4 дюйма к ГВС (горячему водоснабжению). Заливку необходимо осуществлять, перемещаясь по поверхности льда зигзагами, таким образом, чтобы каждый последующий проход слегка «перекрывал» линию предыдущего. Окончив заливку первого слоя, покиньте каток до полного замерзания воды.
После замерзания воды, заливку можно осуществить повторно (до трех раз).
2. Обустройство и содержание катка.
Информация о функционировании катка с указанием сроков, времени работы катка размещается на информационном пространстве школы и сайтах управления образования и учреждения. Дополнительно информация размещается в классных кабинетах.
Рекомендуется установить график работы катка с 14.00 до 23.00 ежедневно, в выходные дни с 9.00 до 23.00.
В течение зимнего периода для качественной организации работы школьного катка необходимо закрепить ответственных лиц за содержание катка из числа сотрудников образовательного учреждения и составить график уборки катка. Инвентарь для уборки снега на катке должен быть расположен в доступном месте.
На школьном катке в течение всего периода функционирования необходимо предусмотреть проведение семейных праздников, мероприятий, соревнований, обучающих мастер-классов. Информацию о предстоящих мероприятиях своевременно доводить до обучающихся школы, а также до образовательных учреждений, расположенных вблизи катка. При изменении работы катка своевременно вносить коррективы в план работы катка.
При обустройстве катка необходимо предусмотреть освещение площадки, по возможности рядом с площадкой катка поставить скамейки и предусмотреть озвучивание катка.
Администрации школы необходимо обеспечить доступ в здание школы для возможности переодевания, а также доступ к санитарным комнатам. Рекомендовано организовать питьевой режим.
II. Подготовка лыжной трассы на территории школы:
Эффективность учебной работы по лыжной подготовке и лыжному спорту в школе во многом зависит от правильного выбора и своевременной и тщательной подготовки мест занятий. Основное требование к местам проведения уроков лыжной подготовки - это близость их расположения к школе, что позволяет до минимума сократить время, затрачиваемое на переход от школы до учебных площадок, склонов и учебно-тренировочных трасс. В сельских школах подбор мест занятий не представляет большого труда. Обычно лес, луга, склоны оврагов располагаются в непосредственной близости от школы, но лучше проводить занятия в лесистой местности, защищенной от ветра. В городских школах уроки проходят в близлежащих скверах, парках, зонах отдыха и т.п. Близость мест занятий имеет особое значение для проведения уроков в начальной школе. Для учащихся I—IV классов порой достаточно подготовить лыжню на пришкольном участке.
В любом случае качество учебной работы во многом зависит от тщательной подготовки лыжни. Лыжня всегда прокладывается ровной (без извилистости), достаточно узкой и по возможности прямолинейной (особенно для начального обучения в младших классах) и тщательно накатывается. Места для отталкивания палками с обеих сторон лыжни также уплотняются. Следует заранее подготовить лыжню для уроков. Лучше это сделать с группой учеников, занимающихся в школьной секции по лыжному спорту. При прокладке и накатывании лыжни группа должна пройти в две колонны: каждый лыжник прокатывает лыжню, чуть сместившись вправо или влево, т.е. один лыжник идет правой лыжей по месту толчков правой палкой, а левой - по лыжне для правой лыжи; второй - наоборот и т.д. При таком размещении сразу хорошо подготавливаются и лыжня, и места опоры для палок. Впереди для группы прокладывает лыжню опытный лыжник или учитель, который может наметить ее ровной и узкой. В зависимости от поставленных задач часть урока или учебно-тренировочного занятия или все занятия полностью проводятся на учебных площадках, учебных или тренировочных лыжнях (трассах).
Учебные площадки - это места, где проводится первоначальное обучение передвижению на лыжах, осуществляются контроль за техникой и ее оценка. Для подготовки учебной площадки наиболее пригодна поляна в лесу или в парке. Можно ее подготовить и на опушке леса, но при этом необходимо учитывать господствующее направление ветра в этой местности в зимний сезон. Защищенность от ветра - важное требование к месту занятий, так как учащимся при обучении приходится, стоя на месте, выслушивать объяснение или следить за показом, а зимой на пронизывающем ветру это недопустимо. Желательно, чтобы половина площадки была горизонтальной, а другая имела небольшой уклон (2-3°), что позволит разучивать и совершенствовать скользящий шаг и одновременные ходы под уклон. В зависимости от наполняемости класса выбираются и размеры учебной площадки (для группы учащихся в 12-15 человек - 100x40 м). Меньшие площадки снижают эффективность обучения: частые повороты нарушают темп и ритм. Нецелесообразно значительно увеличивать размер площадок (более 120x60 м), так как большие расстояния не позволяют учителю заметить отдельные ошибки и дать своевременные указания. При большом количестве учащихся их следует располагать на внутренней лыжне. При передвижении друг за другом расстояние между учащимися не должно быть меньше 8-10 м, отсюда в зависимости от общего количества учеников и рассчитываются размеры площадки. Формы учебной площадки могут быть самые разнообразные в зависимости от местности - лучше в виде вытянутого четырехугольника с закругленными углами. Но можно и в виде эллипса или неправильного «круга». На площадке в зависимости от количества школьников и их подготовленности прокладывается одна или несколько лыжней (внутри площадки -лыжня для учителя).
Учебные лыжни служат для закрепления совершенствования техники изученных способов передвижения. Для совершенствования техники попеременных ходов лыжня должна иметь ровные участки и пологие уклоны, для закрепления навыков передвижения одновременными ходами целесообразно подобрать участки с более крутыми склонами и твердой опорой для палок, при совершенствовании техники преодоления подъемов крутизна склонов увеличивается. Трассы учебных лыжней должны быть проложены в виде петли и замкнутых кривых, близко подходящих друг к другу в нескольких местах, чтобы учителю или тренеру было удобно наблюдать за учащимися, делать замечания, отмечать и исправлять ошибки. В зависимости от количества, подготовленности, возраста учащихся, задач урока или тренировочного занятия длина учебных лыжней может быть от 400 до 1000 м.
Тренировочные лыжни прокладываются для дальнейшего совершенствования навыков, приобретенных на учебных площадках. Помимо этого они используются для развития физических качеств - скорости, скоростной и общей выносливости у юных лыжников. Местность для прокладки тренировочных лыжней подбирается так, чтобы можно было включить участки ровной лыжни, подъемы и спуски различной длины, крутизны и рельефа. Форма тренировочных лыжней может быть самой различной: круг, овал, два-три сходящихся круга или петли и т.д. Это зависит от местности и предназначения лыжни. Для школьников длина лыжней обычно от 500 м до 3 км, а иногда и более. Главное, чтобы учитель так же, как и на учебной лыжне, мог контролировать занимающихся.
Учебные склоны служат для изучения спусков, торможений и поворотов в движении, а также способов преодоления подъемов. Если есть возможность, необходимо подобрать не один, а два-три склона различной крутизны, рельефа и длины. Это позволит решать любые задачи урока и внеклассного занятия в зависимости от возраста и подготовленности учащихся и постепенно переходить от пологих склонов к более крутым. На склонах не должно быть ни выступающих из-под снега, ни скрытых посторонних предметов (пней, камней, поваленных деревьев), которые могут послужить причиной травм. Все эти предметы должны быть удалены еще осенью при подготовке склона.
Снег на склонах должен быть «прорублен» лыжами (группа учеников поднимается снизу до вершины «лесенкой») и тщательно укатан на всю глубину так, чтобы при падениях не оставалось глубоких вмятин. Но верхний слой снега не должен быть леденист -иначе занятия на склоне на спортивно-беговых лыжах могут повлечь за собой падения, привести к травмам. Для удобства организации уроков и внеклассных занятий учебные склоны не должны быть далеко расположены от учебных площадок, лыжней. Длина склонов в зависимости от задач возраста и подготовленности учащихся должна быть от 50 до 150 м, крутизна - от 5 до 15° и от 15 до 25°. Во многом эти цифры зависят от наличия подходящей местности, расположенной рядом со школой.