Трудились наравне со взрослыми
Я хорошо помню первые дни Великой Отечественной войны. 21 июня 1941 года в Мордвиновской средней школе, как и во всех других школах Юрьевецкого района Ивановской области, был выпускной вечер. Ребята получили аттестаты о среднем образовании и расставались со школой. Веселью не было конца. Песни, танцы, хороводы заполняли души ребят.
Я, как классный руководитель и учитель истории, старалась подогреть этот веселый настрой. Выясняла, кто какой выбрал путь. Почти все хотели учиться дальше. В 3 часа утра собрались вместе, прокричали «До свиданья» и радостные разошлись по домам.
Но, эта радость была омрачена. Утром, когда включили радио, услышали страшную весть: фашистская Германия напала на Советский Союз. Немецкие войска перешли границу нашей страны. Все стало ясно: ребятам и отцам надо готовиться. Вечером получили повестки – явиться в военкомат. 22 юноши, бывшие десятиклассники, ушли на войну. Вернулись двое – инвалидами.
В деревнях остались только женщины, дети и старики. Вся тяжесть сельскохозяйственных работ легла на их плечи. Подрывали силу похоронки, которые приходили в деревню почти каждую неделю. Ревела вся деревня. Такую нагрузку могла выдержать только русская женщина.
Ко всему этому, государство обратилось к труженикам тыла с просьбой купить у государства облигации. Эти деньги обещали вернуть после войны. Я участвовала в подписке на заем. Приезжаешь в деревню, собираешь женщин и ведешь разговор – надо помочь стране, фронту. Реву и ты ревешь вместе с ними. Но конец положительный, подписывались. Государство оплатило облигации после войны в 60-х годах.
Осенью 1941 года, как и в другие годы войны, урожай убирали дети, женщины и старики. Тракторы и другие сельскохозяйственные машины, по графику, давала машинно-тракторная станция района (МТС). В 1942 году при МТС были созданы политотделы. Меня райком комсомола направил на работу в политотдел в качестве помощника начальника политотдела по комсомолу. Мне приходилось быть в тракторных бригадах, работающих в колхозах. В 1943 году политотделы были ликвидированы.
Меня назначили заведующей отделом районного народного образования (РАЙОНО). Радиус действия района – 100 км, транспорт – велосипед. У каждой средней школы был участок земли 2-4 га. Пахали и боронили землю трактором. Остальную работу выполняли учащиеся: сажали картофель, капусту, свеклу, морковь. Эти продукты шли на школьные завтраки. Молоко привозили из колхозов.
С 1 сентября 1941 года учащихся 6 – 8 классов, вместо учебы, посылали в колхозы для сбора колосков. Урожай убирали жнейками, комбайнов было мало. Жнейку прицепляли к трактору, и тот ее тащил. Она, работая, теряла много колосков. Вот школьники и направлялись на поля для сбора колосков. Это была большая прибавка к урожаю. Дети работали почти весь сентябрь.
Благородство и бескорыстие было присуще учительству. В 1943 году, будучи заведующей РАЙОНО, я объезжала (на велосипеде) школы района, выясняла их нужды. В самую отдаленную школу района, Ведровскую, приехала к вечеру. В школе горит свет. Заволновалась, думаю, что-то случилось. Вхожу в школу, а там дети занимаются. Учительница говорит, домашнее задание готовим. Спрашиваю: «А как часто?». Отвечает: «Каждый день». «А кто вам платит?». «Что вы – бесплатно».
Вот когда зародились классы с продленным днем! По инициативе самих учителей, на их энтузиазме.
Мария ШЕЛЕВАЯ