ВОЙНА КОСНУЛАСЬ И ДЕТЕЙ
(из воспоминаний ветерана труда А.Г.Тимофеевой)
Я родилась в Чебоксарах в 1934 году. Как и многие мои сверстники, я посещала ясли и детский сад. В старшей группе детсада № 1 по ул. Урицкого нас, семилеток, усердно готовили к школе – ведь 1 сентября 1941 года мы должны были пойти в первый класс.
Но 22 июня 1941 года на нашу страну напали фашистские оккупанты – началась Великая Отечественная война.
В то время мы ещё не осознавали, что это такое, но реакция взрослых – родителей, соседей, воспитателей и нянечек – насторожила нас, детей, вселив страх и неизвестность будущего. В августе нас определили для учёбы в школу № 7, которая находилась в 4-этажном здании на площади около Дома Советов. Но ближе к началу учебного года стала известно, что семилетки останутся дома и впредь, в связи с трудностями военного периода, обучение в школе начнётся с 8-летнего возраста. Эту новость мы восприняли по-детски очень болезненно, не понимая до конца истинных причин. Но именно это событие заставило нас задуматься о войне, таящей нечто зловещее и непредсказуемое.
Военное время вкорне изменило всю нашу жизнь – быт, сознание. Мы жили в доме по ул. Урицкого (ныне территория Чебоксарского Дворца детского и юношеского творчества). Там был целый посёлок из четырёх деревянных 8-квартирных домов и нескольких бараков, построенных для работников Чувашстройтреста. Началась массовая мобилизация мужчин на фронт. Рядом с нами находился Чебоксарский горвоенкомат (в настоящее время территория гимназии № 5), где комплектовались группы для отправки в соответствующие роды войск. Мы стали свидетелями плача матерей и жён при расставании с родными и близкими, уходящими защищать нашу Родину. А когда стали приходить похоронки, то мы начали осознавать весь ужас и горечь от потери тех, с кем недавно жили рядом и общались. Горе сближало нас всех.
Война была в разгаре. Гитлеровские войска продвигались вглубь нашей страны. Многие заводы, фабрики были эвакуированы и в наш город. Рабочих рук не хватало. Женщины заменили своих мужей, заняв их рабочие места, подростки – отцов. Многие из нашего микрорайона по две смены работали в тяжелейших условиях по реконструкции зданий Педагогического института и кооперативного техникума и их общежитий под производственные площади эвакуированного из Харькова электроаппаратного завода, который уже 11 декабря 1941 года был пущен в эксплуатацию. На наши детские плечи легли посильные домашние дела. Но мысли об учёбе в школе не оставляли меня ни на минуту.
И вот этот день настал – 1 сентября 1942 года я стала ученицей
первого класса средней школы № 1. Все дети нашего микрорайона учились в ней. Но в связи с особенностями военного времени через полгода всех мальчиков нашей школы перевели в школу № 4, которая стала называться мужской, а наша – женской школой № 1. Так мы проучились все 10 лет.
Учительский коллектив был в основном женским, так как все мужчины во главе с директором школы ушли на фронт. Учителя очень добросовестно, строго, но с любовью и теплотой учили и воспитывали нас. С первых же дней привлекали к общественно-полезному труду. Мы вместе со взрослыми людьми поддерживали общий порядок в школе, на прилегающей территории. Особенно запомнилось наше участие в сборе лекарственных трав. На берегах реки Чебоксарки собирали мать-и-мачеху, лопух, за Волгой – плоды шиповника, красной рябины, боярышника и другие. С чувством радости всё это сдавали в аптеку № 1.
Ближе к концу войны, когда в городе появились новые промышленные предприятия, сырьё оказалось в дефиците. Вот тогда развернулось широкое движение по сбору металлолома и макулатуры. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» поддержали и дети, участвуя в соревновании пионерских дружин, отрядов и звеньев по сбору вторичного сырья. На свалках, заброшенных территориях, в оврагах, закоулках ребята собирали металлические изделия, заходили почти во все квартиры, организации и учреждения с просьбой сдать старые журналы, газеты, ненужные книги и использованную бумагу. И всё это несли в школу. Собиралось большое количество вторичного сырья, которое после переработки использовалось в нужных целях, да и город становился чище. Много сил, труда и энергии было вложено детьми в это благородное дело. Кстати, эта работа успешно проводилась и в послевоенное время.
В те годы практически все были увлечены книгой Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». В городе создавались тимуровские отряды из числа учащихся. Мы также с интересом включились в эту работу. Особенно она активизировалась, когда на базе соседней школы был открыт эвакогоспиталь № 3058 (сейчас здесь расположен реконструированный магазин «Перекресток»).
Обучаясь во 2 классе, за нами закрепили палату раненых. Мы почти ежедневно посещали их, помогали по мере необходимости, рассказывали стихи, исполняли песни и танцы. А научившись писать и читать, с удовольствием под их диктовку писали письма родным и близким, читали книжки и сводки из газет. На каждом празднике выступали с концертами, готовили своими руками поделки, шили кисеты, носовые платочки и другие сувенирчики. Они от души радовались нашим встречам, угощали нас кусочками сахара и помадкой, рассказывали о своей жизни, службе, поддерживали и вдохновляли нас.
После излечения в госпитале мы с сожалением расставались с ними, дарили на память свои незатейливые рисунки и поделки. И это была настоящая дружба между детьми и взрослыми! Она научила нас умению сострадать, помогать людям в тяжёлые моменты жизни, верить в светлое будущее и любить свою Родину.
Большую работу тимуровцы проводили и по месту жительства. Во время войны очень строгим требованием было обеспечение маскировки окон в вечернее и ночное время с целью исключения ориентира для вражеских бомбардировщиков. Особенно эту работу усилили после того, как немецкие летчики сбросили бомбы на город, пытаясь уничтожить здания Главпочтамта и нарсуда, и на территорию Заволжья, где горели костры цыганского табора. За всеми домами были закреплены дети, которые проверяли качество затемнения окон и при обнаружении света информировали жильцов, добиваясь устранения нарушений.
В связи с тем, что посёлок состоял в основном из деревянных строений, необходимо было строго выполнять противопожарные мероприятия. Так, в каждой квартире была своя печка, перед которой должен был быть железный настил. Мы с участием взрослых проверяли его наличие и добивались установки, избежав тем самым случаев пожара.
Мы, дети, всегда старались помогать и взрослым. Больным и одиноким престарелым жильцам приносили в бидончиках воду для хозяйственных нужд, так как одна единственная водоколонка находилась далеко от домов. Жильцам приходилось самим убирать коридоры большой площади в порядке очередности, но, к сожалению, не все были способны подметать и мыть полы на этой территории, тем более отсутствовала вода. Мы чётко знали, кто и за кого осуществляет уборку, и проводили её без дополнительного напоминания. В летнее время с ребятами собирали веники из травы, в основном из полыни, заготавливали прутики для мётел.
В связи с тем, что родители и взрослые дети находились целыми днями на работе, нам приходилось опекать детей дошкольного возраста – мы вместе играли, мастерили игрушки, читали им книжки, зимой строили горки, катали на санках и т.п.
В каждом подъезде дома жили престарелые, одинокие, которые отправили своих мужей, детей на фронт и им хотелось подать весточку о себе. Среди них были такие, которые вообще не знали грамоту. Советская власть многое сделала по ликвидации неграмотности, но всё же она до войны не была ликвидирована полностью. Они просили нас писать письма своим родным, близким, и мы делали это с большим удовольствием. Первые письма были корявыми, но впоследствии мы научились излагать содержание рассказанного, старались точно информировать об их жизни. Но главное – они доверяли нам, раскрывали свою душу, тем самым приближая нас к себе.
Несмотря на трудную обстановку в стране, взрослые старались сделать всё, чтобы мы не были лишены радости детства. Конечно, не было в изобилии продуктов питания, но в каждой школе было организовано одноразовое бесплатное питание. Вспоминается школьная столовая, где в большом котле варили суп из чечевицы или гороха, каши, в основном овсяную и гречневую; каждому давали кусочек хлеба с чаем. Вкус этих блюд остался незабываемым на всю жизнь! Каждую зиму в годы войны всем учащимся давали рыбий жир, который многие принимали с удовольствием. Но мне очень не нравился его вкус, запах – я находила любой повод, чтобы не выпивать положенную ложку этого нужного витамина. Довольно поздно я поняла неправильность своих действий, но всегда ценила трогательную заботу о детях.
В школах, клубах и кинотеатрах проводились мероприятия для детей в честь больших праздников, интересные новогодние ёлки. Содержательную работу в годы войны проводил городской Дом пионеров, где были созданы разнообразные кружки. Мы с радостью посещали их – там царила атмосфера тепла и радости от общения и взаимопонимания!
И вот наступил день 9 мая 1945 года. Это был поистине всенародный праздник – День Победы! Со слезами на глазах мы поздравляли друг друга. На Красной площади собрались почти все жители города, которые ликовали, радовались и обнимались. Мы, юные пионеры в красных галстуках, торжественно и гордо прошагали перед трибуной, громко скандируя: «Ура! Победа!»