Фото с солдатского конверта
Мой отец, Василий Тимофеевич Куликов, был выходцем из маленькой деревушки Верхние Олгаши Татаркасинской волости Козьмодемьянского уезда. Позже этот район стал называться Татаркасинским, затем Сундырским, а сейчас Моргаушским районом Чувашской Республики. Родился отец 2 марта 1901 года в многодетной семье, в которой выросло 5 детей – 3 сына и 2 дочери. Были они обыкновенными деревенскими ребятишками. Но самое главное – родители вырастили их трудолюбивыми, порядочными, умеющими познавать окружающий их мир, ценить время и людей.
В то время было четырехлетнее образование. Школу Василий Куликов окончил хорошо, но дальше учиться не пошел, родители не пустили, так как надо было дома помогать.
Когда Василию исполнилось 18 лет, его призвали на действительную службу. Он долго служил в армии. Участвовал в гражданской и финской войнах. Затем вернулся домой и работал в деревне.
Женился на Клавдии Григорьевне Мосоловой – моей матери. Жили они в селе Большой Сундырь в Чувашии. У них родилось 2 дочери: в 1936 году родилась я, Алевтина, в 1939 году – моя сестренка, Римма.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, и отца сразу призвали в армию. Тогда никто еще не мог представить, что война будет такой страшной, жестокой и долгой.
Мне в тот момент было 5 с половиной лет, но я запомнила до мелочей проводы на войну. Из наших родственников провожали: папу - Василия Тимофеевича Куликова, двух братьев мамы – Гурия Григорьевича и Николая Григорьевича Мосоловых и мужа папиной сестры – Александра Сергеевича Скворцова. Провожали их из дома моей бабушки Матрены – мамы Василия.
Так как уходящие на войну люди жили в разных деревнях, сборный пункт был объявлен в селе Большой Сундырь. Провожать их пришло много людей: родные, знакомые, друзья. Мы, дети, тоже были рядом со взрослыми. Прибыли и представители военкомата, райисполкома, чтобы организованно проводить на защиту своей Родины будущих фронтовиков.
Никогда больше я не видела, чтобы народ одновременно так плакал, пел и плясал. Люди много разговаривали, прощаясь с родными. Вот так тогда они выражали свои эмоции, переживания по поводу проводов на войну своих мужей, сыновей, отцов. Это я до сих пор не могу забыть, стереть из памяти, хотя сейчас мне уже 79 лет.
От войны досталось всем, в том числе и детям, старикам, женщинам. Помню, что люди в селе очень боялись звуков самолета. Чебоксары, столицу Чувашской Республики, в начале войны бомбили, а наше село, Большой Сундырь, удалено от Чебоксар всего лишь чуть больше, чем на 30 км.
Мама, как и другие женщины, работала в колхозе. Работа для них находилась всегда. Зимой они на санях ездили за Волгу на заготовку дров. Помню, что мне было 7 лет, а сестренке Римме – 4 года. Мама уезжала в 3-4 часа утра в лес, а возвращалась уже за полночь. Темно. Страшно. Лампы не зажигали. Окна были затемнены одеялами. Помню как сейчас: мы с сестренкой в ожидании мамы стоим на подоконниках. Одна – со стороны двора, другая – со стороны улицы. Становилось легче, когда на улице мимо дома проходили люди, страх на момент уходил. Неописуемое счастье было, когда появлялась мама, так как мы боялись, что на нее в лесу могут напасть волки, и мама не вернется.
Мама всю жизнь была очень трудолюбивым человеком, добрым и отзывчивым. Поддерживала детей из многодетных семей, которые часто заходили к нам на обед после школы.
В хозяйстве у нашей семьи были корова, овцы, поросята, куры и гуси. Также были сорок соток земли для посадки картофеля и других овощей.
Я поражаюсь многим мелочам жизни тех времен, тому, как и какие правила тогда соблюдались. Во всех домах имелись санитарные книжки, так как санпост проверял их санитарно-гигиеническое состояние. В книжке нашего дома всегда стояла оценка «хорошо». Я это запомнила. Кажется, что мелочь! Но нет, это важно. Поэтому, на мой взгляд, наш народ и победил в Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война унесла много жизней. Не обошла стороной и наших родственников. В первые дни войны погиб Александр Сергеевич Скворцов. Его жена, папина сестра, Клавдия Тимофеевна Скворцова, получила последнее письмо от мужа в августе 1941 года, позднее получила известие, что он пропал без вести. Клавдия Тимофеевна умерла в 2001 году, 60 лет она жила с верой, что муж не погиб и вернется домой. В 1943 году погиб Михаил Тимофеевич Куликов, брат отца. Война оставила сиротами 5 его детей, младшей дочери было тогда всего 2 года.
Братья мамы, Николай Григорьевич и Гурий Григорьевич Мосоловы, вернулись с войны. Мой дядя, Гурий Григорьевич Мосолов, до войны был водителем и заядлым гармонистом. В дальнейшем ему это очень пригодилось. Не понаслышке знал он, что такое «Катюша». На танке со своим боевым экипажем дошел до Берлина и вернулся домой в 1945 году.
Отец на войне служил рядовым, был санитаром. После войны всегда вспоминал, как они реку Сиваш пешком переходили. Там почему-то мелко было. Оружие все несли на руках. Еще вспоминал город Керчь – там он тоже воевал.
Несколько раз отец получал ранения. Так, в 1943 году он был ранен и лечился в госпитале, кажется, в городе Муроме. Помню, была тогда снежная морозная зима. Моя мама и тетя решили, что есть возможность повидаться с папой в госпитале. Набили продуктами вещевой мешок: напекли пирогов, лепешек, приготовили мясо и др. Мама благополучно добралась до госпиталя, а мужа, Василия, оказалось, накануне выписали и опять отправили на фронт – не удалось встретиться. Вот это была трагедия! Конечно, нелегко было маме обратно добраться домой. Я, первоклассница, пришла из школы и вижу маму и тетю, сидящих на печке и безудержно рыдающих. В дороге мама намучилась, намерзлась. На печке отогревалась, убитая горем от неудачной поездки.
Отцу потом на фронт послали фотографию, на ней его жена, Клавдия, и дочки. Мама в красивом платье, мы в сандаликах. Когда он получил эту фотографию, его фронтовые друзья смотрели и говорили, какая у нас замечательная семья, как хорошо мы выглядим, красиво одеты! Отец был очень доволен этой фотографией.
Василий Тимофеевич Куликов вернулся домой в 1944 году. Вернулся он инвалидом войны. Нога ранена, правая рука искорежена. Семья уже знала, что отец возвращается, и встречала его. Я встала на дороге, и первая увидела, как он с горки спускается. После возвращения отец стал работать в колхозе. В 1945 году, в год Победы, у папы с мамой родилась третья дочь, Луиза.
Мой отец награжден орденом Славы III степени, медалью «За отвагу» и другими медалями.
Умер Василий Тимофеевич Куликов 17 ноября 1972 года.
Вся его семья, включая его потомков, и по сей день любит, уважает, помнит и гордится им.
Алевтина СЕРЕБРЯКОВА,
1936 г.р., ветеран педагогического труда.
НА ФОТО: моя мама, Клавдия, и её дочки, Римма и я, Алевтина. Это фото было отправлено папе на фронт.