Управление образования администрации города ЧебоксарыОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

 

 

 

Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт»»»

 

 

 


 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Аналитическая справка о реализации Муниципальной программы «Развитие и координация деятельности школьных служб примирения (ШСП)» в 2013-2014 учебном году

Аналитическая справка

о реализации Муниципальной программы

«Развитие и координация деятельности школьных служб примирения (ШСП)»

в 2013-2014 учебном году

 

 

         С сентября 2013 года в городе Чебоксары реализуется Муниципальная программа «Развитие и координация деятельности школьных служб примирения (ШСП)».

         В целях обеспечения единого подхода к научно-методическому сопровождению общеобразовательных учреждений города Чебоксары в области оказания превентивной и адресной социально-психологической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в межличностном взаимодействии, имеющим проблемы в социализации и социальной адаптации и в целях реализации положений «Национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012-2017 годы выполнено следующее:

  • Была организована деятельность по развитию и координации деятельности школьных служб примирения (ШСП) в формате Муниципальной программы совместных действий и на принципах социального партнерства между образовательными учреждениями – участниками программы и ответственного исполнителя программы.
  • Утверждена Концепция совместной деятельности в рамках Муниципальной программы «Развитие и координация деятельности школьных служб примирения (ШСП)» (далее - Муниципальная программа) на 2013-2015 годы.
  • Ответственным исполнителем Муниципальной программы назначено МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары (директор – Т.Н.Удина).
  • Руководителями общеобразовательных учреждений города Чебоксары - участниками Муниципальной программы назначены лица, ответственные за взаимодействие с ответственным исполнителем и организована совместную работу с МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары по реализации Муниципальной программы.
  • Был разработан план-график проведения мероприятий по реализации Муниципальной программы в 2013-2014 учебном году (Дорожная карта).

 

В соответствии с Дорожной картой мероприятий на 2013-2014 учебный год по реализации Муниципальной программы рабочей целью на этот период было: «Отработать вариативные технологии ведения детьми примирительных встреч в рамках деятельности ШСП, участников муниципальной программы».

Приказом № 631 от 11.09.2013 было определено 28 образовательных учреждений города Чебоксары - участников Муниципальной программы.

Для эффективного взаимодействия были определены несколько направлений деятельности.

 

Направление 1. Координация и развитие деятельности ШСП, участников муниципальной программы, по организации и проведению детьми примирительных встреч

Всего за отчетный период было проведено две рабочие встречи с координаторами и кураторами ШСП, на которых присутствовало в общей сложности 49 участников.

В декабре 2013 и январе-марте 2014 годов были организованы и проведены три опроса-анкетирования детей и взрослых о деятельности ШСП. Учащиеся, учителя и родители опрашивались на предмет осведомленности о деятельности ШСП. Кураторы ШСП, а также педагоги-психологи школ опросили в общей сложности 1653 ученика, 341 педагога и 1002 родителя.

Анализ ответов учащихся на вопрос: «Случаются ли у Вас конфликты в школе?», показал, что чаще всего конфликты возникают в общении с одноклассниками и реже – с учителями. Ответы педагогов на вопрос: «Как часто, на Ваш взгляд, случаются конфликтные ситуации в Вашем образовательном учреждении?», показали, что чаще конфликтные ситуации возникают в системе «ученик – ученик» – в 78,6% случаев, а также и в системе «учитель – ученики» - в 35,9%, и в системе «родитель – учитель» - 24,7%, и  в системе «учитель – учитель» - 11,3%.

Сравнительный анализ ответов учащихся и педагогов о частоте возникновения конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученики», показал, что учащиеся реже воспринимают отношения с учителями как конфликтные (13,3%), чем сами учителя (35,9%).

Способы поведения учащихся в конфликтных ситуациях были проанализированы на основе ответов на вопрос: «Как Вы обычно поступаете, если произошел конфликт (ссора, недопонимание, драка)?». Большинство учеников выбирают конструктивные способы преодоления конфликтных ситуаций.

Изучение осведомленности учащихся и педагогов о создании и функционировании на базе их школ Служб примирения показало, что на момент опроса осведомлены о деятельности ШСП  59,2% (979 чел.) учеников и 73,6% (251 чел.) педагогов; не осведомлены о создании и функции ШСП 40,8% (674 чел.) учеников и 19,9% (68 чел.) педагогов.

Изучение отношения педагогов к созданию и деятельности школьных Служб примирения показало, что большая часть опрошенных  положительно относятся к созданию ШСП.

Анализ открытых ответов на вопрос: «Как Вы понимаете работу Школьной Службы Примирения?», показал, что 65% (1075 чел.) учащихся и 52,2% (178 чел.) педагогов ознакомлены и понимают основные функции и идею школьных Служб примирения.

Примеры ответов учащихся: «чтобы решать разные споры»; «ШСП нужна для помощи людям в конфликтных ситуациях, чтобы помочь помириться, понять, разобраться»; «для разрешения конфликтов и примирения их участников»; «чтобы решать конфликтные ситуации в роли посредников»; «чтобы помирить (помириться); для решения конфликтов»; «для предотвращения конфликтов»; «чтобы меньше ссорились (не было ссор)»; «для дружбы, мира»; «помощь в выборе правильного решения»; «чтобы помирить (помириться)»; «налаживать отношения; возобновить отношения»; «мирить людей; разрешать споры, конфликты мирным путем»; «чтобы в школе был порядок»; «чтобы в школе были все дружными и доброжелательными»; «помогать людям»; «во избежание конфликтов внутри школы»;  «помощь сверстников при разрешении спорных вопросов в школе»;  «учат разрешать конфликты;  учат правильно общаться»; «помогать друг другу»; «следить за порядком»; «могли уладить конфликт учащихся с учителя»; «выслушать, понять или успокоить»; «чтобы в школе был порядок, дружба, мир, взаимопонимание»; «оказывать помощь в сложных ситуациях»; «знакомить учащихся. как правильно общаться  друг с другом»; «разрешает конфликты среди всех (ученик, педагог, родитель)» и т.п.

Примеры ответов педагогов: «чтобы недопонимание и недоразумения, возникающие между детьми, учителями и родителями не перерастали в конфликты, обиды и раздражение»; « ШСП помогает  ученикам решать конфликты путем ведения переговоров»; «для разрешения конфликтных ситуаций среди учеников»; «помощь в разрешении конфликтов между учителем и учеником, профессиональные советы в отношениях «учитель- родитель»; «чтобы разрешать конфликтные ситуации мирным путем»; «для урегулирования конфликтных ситуаций»; « для разрешения конфликтов путем переговоров, в игровой форме»; «выяснение причин конфликта для устранения дальнейших конфликтов»; «для изменения культуры поведения и взаимоотношений между учениками и учителями»; «для дипломатичного выхода из проблемной ситуации»; «чтобы не было обиженных»; «дать понять, что чаще всего конфликт можно разрешить»; «чтобы не усугублять конфликтные ситуации»; «разрешение, избежание  конфликтных ситуаций, урегулирование недоразумений; «быть толерантными»; «создание благоприятной атмосферы в ОУ»; «помочь разрешить конфликтную ситуацию, достичь согласия между сторонами»; «для понимания друг друга»; «для проведения конструктивного диалога между конфликтующими сторонами»; «чтобы была теплота во взаимоотношениях»; «чтобы были хорошие взаимоотношения»; «найти правильный способ помирить людей» и т.п.

Не понимают работу школьной  Службы  примирения и не знают, для чего она нужна  - 5,4% (90 чел.) ответивших учащихся («я не принимаю постороннего вмешательства в конфликт»; «не нужна»; «никогда туда не обращался»; «мне это не интересно»; «не понимаю, для чего она нужна»; «чтобы давать советы» и т.п.). В среде педагогов не понимают или неверно понимают деятельность и функцию ШСП  3,5% (12 чел.) ответивших педагогов («работа штаба с квалифицированными специалистами», «поддерживать дружную атмосферу в коллективе»; «проведение курсов, конкурсов, тренингов по преодолению неприятных взаимоотношений в школе среди учащихся и педагогов»; «чтобы обходить острые углы»; «это - школьное самоуправление»; «обучать детей терпимому отношению к недостаткам окружающих»; «не знаю об этом ничего»; « никак, не понимаю»; «никак, есть ПДН»; « не представляю, чем и для чего она нужна, каждый варится в собственном соку!» и т.п.).

Анализ ответов учащихся на вопрос: «Знаете ли Вы тех ребят, которые являются членами Службы примирения в Вашей школе?» показал, что 38,1% (это, примерно, 1/3 опрошенных) учащихся не знают, что в школе есть команда ребят, представляющих школьную Службу примирения.

Анализ готовности учащихся и педагогов обращаться в школьную Службу примирения с целью примирения конфликтующих сторон и восстановления взаимоотношений был осуществлен на основе ответов на следующие вопросы: «Обратитесь ли Вы в Школьную Службу Примирения, если у Вас произойдет серьезный конфликт (или другая неприятная ситуация) с учениками или учителем?», «Посоветуете ли Вы своему другу (своей подруге) обратится в Школьную Службу Примирения, если у него (у нее) произойдет серьезный конфликт (или другая неприятная история) с другими учениками или учителем?», «Посоветуете ли Вы ученику обратится в Школьную Службу Примирения, если у него произойдет серьезный конфликт (или другая неприятная история) с другими учениками или учителем?».

Половина опрошенных учащихся (55,9%) пока не готова активно прибегать к помощи независимого посредника (медиатора) для разрешения своих конфликтных ситуаций, но могут посоветовать своим сверстникам обратиться в ШСП (51,7% учеников).

62,7% педагогов выразили готовность обратиться в ШСП для разрешения своей конфликтной ситуации и 86,2% готовы предлагать ученикам обратится в Школьную Службу Примирения, если у них произойдет неприятная ситуация.

Вопрос: «Хотите ли Вы научиться разрешать конфликтные ситуации мирным путем (через переговоры)?» был направлен на выявление интереса учеников и педагогов к идее восстановительной медиации, к освоению альтернативных (недирективных) способов разрешения конфликтных ситуаций. Анализ ответов участников опроса показал, что 53,4% (882 чел.) учеников и 91,2% (259 чел.) педагогов ответили, что хотели бы научиться разрешать конфликтные ситуации мирным путем (через переговоры); ответ «умею разрешать конфликты путем переговоров» дали 3,8% (63 чел.) учеников и 2,8% (8 чел.) педагогов; «может быть» хотели бы научиться – 34,6% (572 чел.) учеников и 2,1% (7 чел.) педагогов.

Отрицательный ответ на поставленный вопрос дали 7% (116 чел.) учеников и 6,7% (19 чел) педагогов.

Итак, в опросе приняли участие учащиеся 5-10 классов (1653 человек) и педагоги (341 человек) школ города.

В целом, опрос показал, что:

  1. Чаще конфликтные ситуации возникают в системе «ученик – ученик».
  2. Учащиеся реже, чем сами учителя воспринимают отношения с педагогами как конфликтные.
  3. Большинство опрошенных учеников выбирают конструктивные способы преодоления конфликтных ситуаций («Быстро забываю о конфликте и общаюсь по-прежнему», «Могу сделать первый шаг, чтобы помириться», «Обращусь к кому-нибудь (другу, знакомому, учителю, родителю), чтобы нас помирили»)
  4. Учащиеся, выбирающие неконструктивные формы поведения в конфликте («Не хочу общаться с этим человеком, стараюсь избегать его», «Буду мстить», «Буду ждать, когда ко мне подойдут и извинятся», и т.п.), могут являться потенциальными участниками программ примирения, проводимых ШСП
  5. На момент опроса осведомлены о создании и функционировании Служб примирения на базе школы 59% учащихся и 74% педагогов.
  6. Половина опрошенных учащихся и педагогов  понимают основные функции и идею школьных Служб примирения.
  7. 2/3 опрошенных учащихся знают (знакомы лично или знают в лицо) ребят, являющихся членами Службы примирения своей школы; 1/3 опрошенных – «впервые о них слышат»
  8. Большая часть педагогов (около 80%)  положительно относятся к созданию ШСП («Это хорошее начало для изменения культуры взаимоотношений в школе, как среди учеников, так и среди педагогов», «Мне интересна эта инновация, могу принимать в ней посильное участие», «Мне это интересно, хочу помогать учениками решать конфликты путем ведения переговоров»)
  9. Половина опрошенных учащихся пока не готовы активно прибегать к помощи независимого посредника (медиатора) для разрешения своих конфликтных ситуаций, но могут посоветовать своим сверстникам обратиться в ШСП
  10. Больше половины педагогов выразили готовность обратиться в ШСП для разрешения своей конфликтной ситуации и предлагать ученикам обратится в Школьную Службу Примирения, если у них произойдет неприятная ситуация.

 

Опрос родителей  об их осведомленности о создании и деятельности школьных Служб примирения проводился  в период с февраля по март 2014 г. В опросе приняли участие родители учащихся 12-ти школ г. Чебоксары.

Анализ ответов родителей на вопрос: «Сталкивались ли Вы с возникновением конфликтной ситуации у вашего ребенка в школе?» показал, что большинство опрошенных - 61,3% не сталкивались с конфликтными ситуациями в школе; 28,5% родителей отметили, что конфликтные ситуации связаны со взаимоотношениями с одноклассниками; 7,5% родителей имели дело с ситуациями конфликта между ребенком и учителем и 2,2% родителей – отмечают столкновение ребенка с  родителями других детей.

 

Анализ осведомленности родителей о создании на базе ОУ школьных Служб примирения показал, что половина опрошенных  (49,9% родителей) знают, что в школе есть Служба примирения; 50,1% родителей – не осведомлены о созданной Службе. 

На вопрос: «Как Вы поступаете (поступили бы), если ваш сын/ ваша дочь оказывается в конфликтной ситуации?», 37,4% опрошенных родителей ответили, что обращаются за помощью к учителю (классному руководителю), администрации либо в полицию; 16,3% родителей обращаются за помощью к психологу. Стараются разрешить конфликтную ситуацию самостоятельно, никого не привлекая – 29,7% родителей.

20% опрошенных родителей считают, что не должны вмешиваться в отношения ребенка, предоставляя ему самостоятельно решать свои проблемы.

Анализ готовности родителей обратится в школьную Службу примирения в случае возникновения серьезного конфликта у их сына/ дочери с другими учениками  (учителями, родителями других учеников) показал, что 68,7% опрошенных родителей рассматривают возможность обратится за помощью в ШСП; «скорее всего не будут обращаться» в ШСП – 32%  родителей. 

Посоветуют своим детям обратиться в школьную Службу примирения  - 78,8% родителей; отказываются от участия ШСП в разрешении конфликтов 21,3% опрошенных родителей.

Сравнительный анализ ответов показал, что родители с большей вероятностью посоветуют своим детям обратиться в школьную Службу примирения, чем обратятся сами.

78,3% опрошенных родителей хотели бы, чтобы их ребенок научился конструктивно разрешать конфликтные ситуации; 32,4% родителей согласны на то, чтобы их ребенок помогал другим детям разрешать конфликтные ситуации; 19,7% родителей хотят, чтобы их ребенок стал членом школьной Службы примирения.

 

В рамках этого же направления деятельности была проведена одна групповая консультация с кураторами ШСП (8 человек), а также одна групповая рефлексивная сессия для участников примирительных (медиационных) сессий, проведенных в ШСП.

 

К сожалению, в прошедшем учебном году не было запросов на организацию и проведение выездных супервизий ШСП, но на 2014-2015 учебный год такие запросы уже есть и они будут проводиться по отдельному графику.

 

В течение прошедшего учебного года было организовано и проведено 15 встреч в «Клубе юных медиаторов» на базе МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары, которые посещало 21 учащийся. К слову сказать, стать членом данного клуба могли только те участники ШСП, которые не просто освоили образовательную программу «Общение без конфликтов», но и получили сертификат Юного медиатора.

 

Силами нашего Центра начато формирование базы данных по ШСП, участникам Муниципальной программы. Более того, прошло отдельное совещание по документообороту ШСП.

 

Направление 2. Обучающие и развивающие мероприятия для членов ШСП, участников муниципальной программы

 

Для решения основной задачи этого периода –обучения потенциальных юных медиаторов, учеников 7-9 классов, на базе МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары были сформированы две группы и организована реализация программы дополнительного образования социально-педагогической направленности для детей «Общение без конфликтов». Данная программа состояла из 3 блоков: «Основы психической саморегуляции», «Общение без конфликтов» и «Самопрезентация и PR».Программа «Общение без конфликтов» ориентирована на:

  • повышение активности  Школьных служб примирения,
  • развитие у учащихся навыков бесконфликтного общения и умения вести примирительные переговоры,
  • развитие навыков саморегуляции в эмоционально напряженной ситуации,
  • развитие навыков проведения PR-акций для продвижения деятельности школьных служб примирения,
  • формирование групповой сплоченности среди юных медиаторов.

Обучение участников ШСП было организовано в два потока на базе МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары. Занятия  проводились во внеучебное время один раз в неделю по 2 учебных часа. Всего было обучено 38 учащихся, из них по результатам обучения 24 участникам программы были выданы сертификаты.

 

По образцу успешной смены 2012-2013 учебного года, в прошедшем учебном году была организована и проведена профильная смена в МБОУ ДОЛ «Детский оздоровительный лагерь «Берёзка», где по 24-часовой программе было обучено 56 детей, все получили сертификаты.

 

В феврале 2014 года был подготовлен и проведен семинар для кураторов ШСП, участников Муниципальной программы, на тему: «PR-сопровождение деятельности ШСП». Приняли участие 20 человек. Заявка на этот семинар поступила от Ассоциации кураторов служб примирен и медиаторов Чувашской Республики поступила уже и на 2014-2015 учебный год.

 

Сотрудники нашего Центра принимали активное участие в семинарах и тренингах для кураторов и координаторов ШСП, проводимых в республике. В частности, 3 сотрудника повысили свой профессиональный уровень, получив сертификаты общественного центра «Судебно-правовая реформа» (Р. Максудова и А. Коновалова). А двое участвовали в разработке Концепции по организации служб примирения в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чувашской Республике.

 

Направление 3. Методическая помощь ШСП, участникам муниципальной программы, в организации рекламных и просветительских мероприятий

 

        С этого учебного года начался новый медиапроект – Рассылки по ШСП, была собрана и организована рассылка кураторам и координаторам ШСП по теме «Конфликт». Рассылка включает в себя художественные, научные и методические материалы заявленной тематики со ссылками на полезные интернет-ресурсы.

 

         К сожалению, только по запросам велась работа по организации сотрудничества ШСП, участников Муниципальной программы, со СМИ. И дело не столько в том, что нечем пока хвалиться. Работа ШСП на первом этапе требует скорее внутреннего пиара, нежели внешнего: привлечения внимания к ШСП всех участников образовательных отношений внутри самой школы.

 

         Также в этом году начато изучение и обобщение накопленного опыта ШСП города Чебоксары, собирается материал как для научно-методической конференции, так и для буклета, сборника лучших практик. Но это уже задачи на текущий период.

 

Направление 4. Информационное и PR-сопровождение мероприятий в рамках Муниципальной программы

 

         Все мероприятия в рамках Муниципальной программы регулярно и своевременно размещались на сайте МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г.Чебоксары, информация передавалась также и для сайта Управления образования администрации города Чебоксары.

         На совещаниях республиканского и федерального уровней наши сотрудники выступали 4 раза. Это были как выступления по обмену опытом, так и предложения для развития и сопровождения ШСП в ЧР и России в целом.

 

Хотелось бы отметить, что наша деятельность корректировалась по ходу 2013-2014 учебного года. В частности, по результатам круглого стола кураторов ШСП от 06.02.2014 были приняты следующие решения:

  • Обратиться в Ассоциацию кураторов служб примирения и медиаторов Чувашии за помощью в организации мастер-классов по «Кругам сообществ» и «Семейным конференциям».
  • Ходатайствовать перед Управлением образования администрации города Чебоксары о проведении профильной лагерной смены для обучения медиаторов, как детей, так и взрослых.
  • После утверждения федеральных и региональных документов по деятельности ШСП организовать подготовку и рассылку документов по ШСП города Чебоксары.
  • Организовать тематические семинары по следующим темам:

Þ                    «Сложности в организации ШСП» (отсутствие поддержки Управляющих советов школ, малая информированность о ШСП всех участников образовательных отношений).

Þ                     «Обмен опытом успешно действующих ШСП».

  • Создать «Памятку о документообороте ШСП», с учетом новой правовой ситуации.
  • Провести серию мастер-классов для начинающих кураторов (медиаторов) ШСП.
  • Проводить рефлексивные сессии для детей, проводивших примирительные встречи.

 

Итак, Дорожная карта мероприятий на 2013–2014 учебный год по реализации Муниципальной программы «Развитие и координация деятельности школьных служб примирения (ШСП)» полностью выполнена. Проект Дорожной карты на 2014-2015 учебный год подготовлен. По результатам сентябрьского совещания она будет дополнена и принята к исполнению. В2014-2015 учебном году нашей главной задачей будет «Организация эффективного обмена опытом между ШСП, участниками муниципальной программы».

Экономика, социология, менеджмент Федеральный образовательный портал: Российское образование ЕГЭ: Портал информационной поддержки Единого Государственного Экзамена Естественно-научный образовательный портал  
Информационно-коммуникационные технологии в образовании Российский общеобразовательный портал Российский портал открытого образования  Информационный портал: Юридическая Россия  

 

 

 

 

Система управления контентом
428000, г. Чебоксары, Московский проспект д.8,
Телефон: 58-15-49
Факс: 58-14-94
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика