Управление образования администрации города ЧебоксарыОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

 

 

 

Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт»»»

 

 

 


 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Информация о ходе реализации основных положений «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» в городе Чебоксары за 1 полугодие 2013 года

Раздел «Национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 гг.»

Реализуемые мероприятия, проекты

  1. Семейная политика детствосбережения

Во всех образовательных учреждениях города Чебоксары созданы условия для предоставления различных социальных возможностей для детей и родителей:

- организована деятельность социально-психологической службы с целью оказания помощи родителям и семьям, в том числе находящимся в социально-опасном положении;

- организация досуга детей;

- внеурочная занятость детей и временное трудоустройство несовершеннолетних (деятельность в школе бесплатных кружков и секций, организация работы трудовых бригад с выплатой заработной платы за счет средств бюджета города Чебоксары не ниже минимального размера оплаты труда и материальной поддержкой за счет средств Федерального бюджета);

- организация отдыха детей в каникулярный период (организация работы пришкольных лагерей за счет средств бюджета города Чебоксары, предоставление путевок в загородные оздоровительные лагеря на условиях дифференцированной оплаты части стоимости путевки (5, 20, 30% от стоимости путевки в зависимости от дохода семьи), предоставление бесплатных путевок детям, находящимся в трудной жизненной ситуации);

- предоставление льготного питания;

- обеспечение обучающихся из малообеспеченных семей  бесплатными учебниками.

В образовательных учреждениях организована деятельность по выявлению беспризорных, безнадзорных,  несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Активную работу проводят педагоги-психологи и специалисты учреждений для детей, нуждающихся в писхолого-педагогической и медико-социальной помощи. В городе Чебоксары функционируют 4 центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, которые проводят работу с родителями и обучающимися в соответствии с закрепленной базовой компетенцией:

- психолого-медико-социальное сопровождение участников дошкольного образовательного процесса дошкольное образование (МБОУ «Центр «ПМСС «Развитие»);

- обеспечение качественного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения участников образовательного процесса в системе образования города Чебоксары (МБОУ «Центр «ПМСС «Содружество»);

- оказание помощи общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации (МБОУ «Центр «ППРиК «Семья»);

- выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания (МБОУ «Центр ПМСС «ЦДиК).

Сотрудниками данных учреждений в течение учебного года проводятся тренинги и обучающие занятия с родителями  «Конструктивный диалог с детьми, родителями и коллегами», «Повышения родительской компетенции в вопросах воспитания», мастерские для родителей «Как стать тьютором своему ребенку» и др. Ежегодно консультации по вопросам обучения и воспитания детей в ППМС-центрах получают более 12000 родителей и детей.

В общеобразовательных учреждениях разработаны рекомендации по отработке конкретных действий педагогического коллектива школы по выявлению детей, подвергшихся физическому или психическому насилию в семье, в общественных местах. Согласно рекомендациям ежедневно классные руководители проводят внешний осмотр учащихся, индивидуальные беседы с детьми с целью выявления признаков физического или психического насилии в отношении несовершеннолетних. При обнаружении признаков насилия педагоги сообщают об этом членам администрации школы, медицинскому работнику школы, направляют ребенка на медицинское освидетельствование фактов насилия. Администрация школы направляет сообщение о факте выявленного насилия в УМВД России по городу Чебоксары, в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и отдел охраны детства администраций Калининского, Ленинского и Московского районов. Администрации общеобразовательных учреждений организуют и проводят совещания, семинары для педагогического коллектива школ с приглашением сотрудников КпДН и ЗП, отдела охраны детства для разъяснения проводимых мер по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних.

Осуществляется распространение информации о правах ребенка через официальный сайт управления образования администрации города Чебоксары, сайты ДОУ и общеобразовательных учреждений города Чебоксары.

  1. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей

С целью реализации права на получение общедоступного дошкольного образования в городе Чебоксары в 2013 году ведется реконструкция 2 дошкольных образовательных учреждений (по Московскому пр., 38а, бульвару Юности, 21а) и строительство 2 ДОУ (по ул. Гладкова, б-ру Миттова).

Удовлетворить различные образовательные потребности обучающихся и их родителей позволяет дифференцированность образовательных учреждений по типам и видам. Муниципальная система образованияпредставлена 66 общеобразовательными учреждениями, в том числе 3 начальными школами, 5 гимназиями, 5 лицеями и 12 школами с углубленным изучением отдельных предметов, 4 вечерними сменными бщеобразовательными школами.

Процент обучающихся в лицеях, гимназиях составляет16,9 %, в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов – 22,45%,в вечерних сменных общеобразовательных школах – 2, 53%.

С целью оптимизации сети образовательных учреждений в 2011-2012 годах проведена реструктуризация двух школ (МОУ «Чандровская начальная школа» и МВСОУ «В(С)ОШ №7») путем присоединения их к МБОУ «СОШ №48» и МБОУ «Центр образования №2»; изменен тип общеобразовательных учреждений МОУ «СОШ №57» на МБОУ «СОШ №57 с углубленным изучением отдельных предметов» и МОУ «СОШ №14» на МБОУ «Кадетская школа №14»; создано МБОУ «Начальная школа № 2»

С 1 сентября 2011-2012 уч.г все общеобразовательные учреждения  приступили к поэтапному введению ФГОС на начальной ступени обучения, 100% учителей прошли повышение квалификации по ФГОС.

В 100% общеобразовательных учреждений реализуются программы предпрофильной подготовки и профильного обучения. Предпрофильная подготовка учащихся осуществляется как по модели сетевого взаимодействия с учреждениями НПО и СПО («Чебоксарский электромеханический колледж», «Чебоксарский техникум строительства и гродского хозяйства», «Профессиональный лицей № 12 города Чебоксары») в 12 ОУ (19%), так по внутришкольной модели.

8 общеобразовательных учреждений города Чебоксары(МАОУ «Гимназия № 5»,  МБОУ «Лицей № 2», МАОУ «Лицей № 4», МАОУ «СОШ № 40», МБОУ «СОШ № 29», МБОУ «СОШ № 53», МБОУ «СОШ № 54», МБОУ «СОШ № 57») активно участвуют в реализации республиканского проекта «Профильные инженерно-технические классы» На базе этих школ функционируют 14 профильных инженерно-технических классов, в которых обучаются 343 учащихся.

Апробируются экспериментальные программы и проекты с использованием дистанционных форм обучения в 10 общеобразовательных учреждениях, семейная форма обучения организована в трех учреждениях, обучение по индивидуальным учебным планам от индивидуализации при выборе элективного курса до составления индивидуального учебного плана для малых групп численностью до 5 чел. осуществляется в 7 школах.

В общеобразовательных учреждениях созданы условия для достижения определенного уровня лингвистической образованности. В целях расширения и углубления знаний учащихся 30 общеобразовательных учреждений города Чебоксары участвуют в республиканских проектах по апробации инновационных образовательных программ по иностранному языку.

В 2013 году реализуются программы и проекты по сопровождению и успешной социализации детей с трудностями в обучении и развитии, проекты «Общественно-активная школа», «Уклад школьной жизни», «Коррекция и профилактика неуспеваемости»; внедряются тьюторские технологии в воспитательный и образовательный процесс, направленные на повышение доступности качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационную безопасность детей.

Совершенствуются формы работы с одаренными детьми: стало традиционным проведение профильной смены для одаренных детей. 80 победителей и призеров олимпиад, учеников 9-11 классов города Чебоксары ежегодно становятся участниками интерактивных занятий с профессорами и доцентами ведущих ВУЗов Российской Федерации и Чувашской Республики (НИУ «Высшая школа экономики», Технический Университет «Московский институт электронной техники», НИУ «Московский энергетический институт», Казанский химико-технологический институт, ЧГУ, ЧГПУ, ЧКИ) на базе ДОЛ «Березка». Для создания условий по выявлению, развитию и стимулированию одаренных детей ежемесячно выплачиваются 100 именных стипендий учащимся, достигшим высоких результатов в учебе. Приоритетными в деятельности общеобразовательных учреждений города по-прежнему остаются вопросы качества и эффективности обучения школьников в рамках реализации направлений информатизации. Все 100% школ города имеют сайт и электронную почту, подключены к сети Интернет. Более 85 процентов педагогов города уверенно владеют навыками работы на компьютере и активно им пользуются. В рамках реализации комплексного проекта развития региональных систем образования все 100% кабинетов, в которых размещены 1-е классы, обеспечены АРМ учителя.

В целях обеспечения информационной безопасности детей общеобразовательными учреждениями принимаются  меры по ограничению доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу, на компьютерах установлены программы контент-фильтрации, позволяющие блокировать веб-сайты с содержимым, не предназначенным для просмотра.

В городе Чебоксары функционируют 6 учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению образования администрации города Чебоксары, а также на базе ОУ организована работа в кружках и секциях различной направленности.

В настоящее время в кружках и секциях, организованных на базе школ и учреждений дополнительного образования детей, услугами дополнительного образования в системе образования охвачены 80,5% учащихся, в том числе на базе учреждений дополнительного образования детей системы образования 45,5%. В учреждениях дополнительного образования детей функционируют 1150 учебных групп (16788 человек). Платными образовательными услугами охвачены 1934 человека (122 группы). Число детей в расчете на одного педагогического работника составляет 90,8 человека.

Увеличение доли детей и молодежи в возрасте 5-18 лет услугами дополнительного образования предполагается за счет:

1. Изучения спроса родителей (законных представителей) детей на организацию работы кружков и секций различной направленности. Данное изучение позволит выявить наиболее востребованные направления и открыть дополнительные группы для желающих заниматься в объединениях, при этом уменьшая количество менее востребованных кружков и секций.

            2. Развития новых моделей взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Дополнительное образование в рамках введения ФГОС усилит вариативную составляющую общего образования, поможет в профессиональном самоопределении обучающихся, будет способствовать расширению предметных областей и форм организации образовательной деятельности. Обучающиеся получат разнообразный спектр дополнительных образовательных услуг и возможность выстраивать индивидуальные маршруты обучения.

Ежегодно в учреждениях дополнительного образования детей растет количество победителей международных, всероссийских, межрегиональных конкурсов. По итогам  2011 – 2012 учебного года более 2300 воспитанников отмечены высокими наградами, из них 873 человека имеют награды на международных и всероссийских конкурсах.

В 2012 году была проведена работа по развитию сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в интегрированных и  дистанционных формах. Данные формы введены в МАОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Чебоксары, МБОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Росток» г. Чебоксары (сформированы 4 группы). Методистами, педагогами дополнительного образования данных учреждений разработаны занятия по декоративно-прикладному творчеству, основам журналистики, которые размещаются на сайте учреждения. При необходимости воспитанники могут получить консультации  в режиме он-лайн.

  1. Формирование основ здорового образа жизни

Большое внимание в городе Чебоксары уделяется развитию массового детского спорта и формированию у детей и подростков навыков здорового образа жизни. Ежегодно в образовательных учреждениях проводится акция «Молодежь за здоровый образ жизни».

В рамках акции «Молодёжь за здоровый образ жизни»  в образовательных учреждениях проводятся следующие мероприятия:

  • акции, творческие выступления волонтёрских  команд и команд  здоровья;
  • просмотры видеороликов, кинолектории  «О вреде курения», «В табачной мгле», круглые столы «Отношение подростков к табачным изделиям»;
  • выпуск  стенгазет, организация    выставок  рисунков, плакатов:  «Здоровье в наших руках», «Я выбираю здоровый образ жизни», «Береги свое здоровье», «Почему я никогда не буду курить», «Вред алкоголя на здоровье человека», «Курение - яд», тренинговые занятия по профилактике наркозависимости и табакокурения и формирования здорового образа жизни. 
  • разъяснительная работа среди детей и молодежи о негативных последствиях потребления курительных смесей;
  • тематические классные часы, беседы, круглые столы в 1-11 классах;
  • уроки здоровья, физкультминутки, динамические часы;
  • выставки литературы по профилактике табакокурения и формированию навыков здорового образа жизни;
  •  встречи с работниками медицинских  учреждений;
  • размещение на сайте образовательных учреждений материалов по пропаганде ЗОЖ и отказе от курения и другие мероприятия.

В школах города Чебоксары в 2012-2013 учебном году реализуются проекты «Чувашия без табака» (12 ОУ), «Школа-территория без курения» (65 ОУ), а также республиканские пилотные проекты «Я умею плавать!» (2 ОУ), «Я выбираю туризм!» (14 ОУ).

Активное участие обучающиеся школ города Чебоксары и воспитанники ДЮСШ принимают в муниципальных этапах Всероссийских спортивных состязаниях «Президентские спортивные игры», «Президентские состязания». Всего в муниципальном этапе Всероссийских спортивных состязаниях приняли участие более 20000 учащихся. Ежегодно сборные команды учащихся принимают в спортивных соревнованиях «Спартакиада школьников на Кубок Главы Чувашской Республики». По итогам 2011-2012 учебного года команда города в данных соревнованиях заняла 2 место, по итогам 12 видов соревнований 2012-2013 учебного года команда города Чебоксары занимает 1 место среди школ Чувашской Республики. В ОУ города Чебоксары ежеквартально проводятся Дни здоровья, в рамках которых организуются спортивные соревнования по различным видам спорта (баскетбол волейбол, футбол), эстафеты, военно-спортивные игры, туристические соревнования. Большую популярность приобретают спортивные соревнования среди семей учащихся «Здоровая семья – спортивная семья», «Семейные старты». По мнению учащихся наиболее интересными  среди спортивных состязаний являются соревнования  Чемпионата школьной волейбольной лиги и баскетбольной лиги «КЭС-баскет».

07.04.2013 года в рамках празднования «Всемирного Дня здоровья» во всех образовательных учреждениях прошли уроки здоровья под девизом  «Здоровым быть здорово», организованы физкультминутки, проведены динамические часы, подвижные игры, классные часы, выпущены газеты и буклеты по формированию навыков здорового образа жизни.

По данным мониторингав спортивных соревнованиях ежегодно принимают участие более 40000 человек.

  1. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства

В общеобразовательных учреждениях города Чебоксары организовано обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в виде инклюзии, интеграции, дистанционного и надомного обучения.

На базе МБОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары эффективно работает  республиканская экспериментальная площадка «Школа надомного обучения: дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья»; на базе МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары - республиканская экспериментальная площадка по созданию и тиражированию модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции.

Школы города являются активными участниками реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». В 2012 году выполнены ремонтные работы по реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы и созданию универсальной среды для малогабаритных групп населения в МБОУ «СОШ № 19», МБОУ «СОШ № 20», МБОУ «СОШ № 43», МБОУ «СОШ № 59» на территории города Чебоксары. В 2013 году планируется провести ремонтные работы по реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы по созданию универсальной среды для малогабаритных групп населения в школах в МБОУ «СОШ № 17», МБОУ «СОШ № 48».

На территории города Чебоксары реализуется  проект «Время равных возможностей», направленный на социализацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на объединение усилий гражданского общества, государственных структур, некоммерческого сектора и структур бизнеса в решении социально-значимых проблем семейного воспитания, подготовки обучающихся к самостоятельной жизни через активизацию добровольческих инициатив здоровых сверстников и внедрение методик и технологий поддержки и сопровождения таких детей, признанных во всем мире.

В летний период 2013 года впервые в городе Чебоксары планируется организация и проведение профильной смены на базе загородного оздоровительного учреждения «Березка» для волонтеров проекта и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В трех дошкольных образовательных учреждениях города функционируют патронатные группы, в январе 2013 года на базе МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары начала работу лекотека для детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия

Одной из важнейших функций  современной школы является профилактика асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений.           Предупредительные и профилактические меры возможны при условии максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей, организацию работы социально-психологической службы образовательного учреждения, усиление роли семьи в воспитании детей и молодежи, проведение совместных мероприятий с субъектами профилактики.

Во исполнение Федерального Закона  № 120 «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» образовательные учреждения города Чебоксары реализует перечень мероприятий, направленный на профилактику асоциальных явлений в молодёжной среде. Деятельность  ОУ по вопросу профилактической работы с учащимися склонными к правонарушениям включает в себя:   

  • профилактику преступлений, правонарушений, алкоголизма и наркомании (создание банка данных по учащимся, составление социального паспорта школы, работа Совета профилактики, организация работы по взаимодействию с субъектами профилактики, организация правовой информированности учащихся, родителей, педагогов, проведение диагностической работы с несовершеннолетними, организация спортивных и творческих мероприятий, направленных на формирование установок здорового образа жизни и законопослушного поведения, посещение учащихся на дому);
  •  профессиональную ориентацию и самоопределение (с учащимися «группы риска» организуются   беседы, встречи со специалистами, экскурсии, профессиональное  консультирование и диагностика психологом).
  • организацию в ОУ детских объединений по интересам и спортивных секций, привлечение в дополнительное образование несовершеннолетних «группы риска».
  •  просветительскую работу с родителями (проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций, организация родительского патрулирования, проведение совместных спортивно-массовых мероприятий).

Администрациями образовательных учреждений, социальными педагогами  сотрудниками УМВД России по городу Чебоксары  регулярно проводятся контрольные рейды в семьи, находящиеся в социально-опасном положении с целью изучения условий жизни несовершеннолетних. На Советах профилактики, созданных в ОУ, рассматриваются вопросы, связанные с выполнением обязанностей родителями по обучению и воспитанию учащихся. При необходимости администрации образовательных учреждений принимают решения о направлении  материалов на родителей в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и прокуратуру.

Управлением образования администрации города Чебоксары сформирован социальный паспорт образовательных учреждений города Чебоксары, который дает общее представление о социальных особенностях школ города Чебоксары. Паспорт содержит информацию, позволяющую социальному педагогу делать обоснованные оценки и принимать решения, всесторонне учитывающие ситуацию в школе, а также, полученные данные используются социальным педагогом при составлении плана, создания "банка данных" о семьях, об учащихся школы. В каждом образовательном учреждении разработаны, утверждены и реализуются планы по профилактике безнадзорности и правонарушений, наркомании, алкоголизма среди несовершеннолетних.

В целях реализации конституционных норм по защите семьи и детства, в соответствии с  Законом Чувашской Республики № 61 от 5.10.2007 г. «Об  общественном  воспитателе  несовершеннолетних», содействия осуществлению эффективной социальной политики в области предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях сформирован институт общественных воспитателей несовершеннолетних. Общественными воспитателями проводится индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними в целях предупреждения антиобщественных действий несовершеннолетних, совершения повторных общественно опасных деяний, преступлений заключающаяся в проведении бесед, профориентационных консультаций, посещении учащихся на дому, в наблюдении  за поведением учащихся на уроках. Общественные воспитатели оказывают помощь родителям в воспитании несовершеннолетних, взаимодействуют с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Социальными педагогами, классными руководителями во взаимодействии с субъектами профилактики разрабатываются и утверждаются на Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав программы реабилитации на несовершеннолетних. Собранная на подростка информация аккумулируется в Карте социального сопровождения несовершеннолетнего, которая содержит план работы с несовершеннолетним и родителями, занятость подростка во внеурочное и каникулярное время, участие несовершеннолетнего в социальных значимых мероприятиях и конкурсах, информацию о проведенной профилактической работе.

В школах города Чебоксары создаются экспериментальные площадки по  реализации различных программ и проектов. Одним из ярких проектов 2013 года стал проект «Школьные службы примирения». В настоящее время в 24 ОУ сформированы группы юных медиаторов. Организация школьных служб примирения в ОУ направлена на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение взаимоотношений в образовательном учреждении. Педагогами-психологами МБОУДОД «Центр ПМСС «Содружество» проводится обучение педагогов и учащихся, тренинги по программе  «Я - медиатор». В рамках реализации проекта в июне 2013 года на базе МБОУДОД «ДОЛ «Березка» будет проведена профильная образовательная смена проекта «Школьные службы примирения», в ходе которой юные медиаторы обсудят основные стратегии развития основ медиации, познакомятся с технологиями разрешения конфликтов в молодежной среде. В школах города Чебоксары реализуются программы и проекты по профилактике жестокого обращения с детьми, проводятся тренинги добровольческие акции с участием обучающихся образовательных учреждений города. В ходе проведения тематических классных часов и бесед пропагандируется деятельность единого общероссийского детского «телефона доверия».

  1. Дети - участники реализации национальной стратегии

В школах созданы и действуют волонтерские (добровольческие) команды различной направленности, детские общественные организации и объединения. Организуются и проводятся фестивали детских общественных организаций, лидерских движений, мероприятия в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России», конференции «Великие сыны России», организуются круглые столы, семинары в рамках проекта по гармонизации межкультурных, межэтнических  и межконфессиональных отношений.

В 2013 году  будет организовано обучение активистов детских общественных организаций: «Школа актива»,  проведены «Профильный образовательный лагерь «Лидер», конференций, мастер-классы, диспуты для детских добровольческих объединений.

Экономика, социология, менеджмент Федеральный образовательный портал: Российское образование ЕГЭ: Портал информационной поддержки Единого Государственного Экзамена Естественно-научный образовательный портал  
Информационно-коммуникационные технологии в образовании Российский общеобразовательный портал Российский портал открытого образования  Информационный портал: Юридическая Россия  

 

 

 

 

Система управления контентом
428000, г. Чебоксары, Московский проспект д.8,
Телефон: 58-15-49
Факс: 58-14-94
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика