В школе сложилась целенаправленная система работы по формированию толерантного сознания среди учащихся. Составляющими этой работы являются учебные предметы: Обществознание, Право, а также специального курса «ОРКСЭ», кружков: «Вперед, волонтеры», «Успех», работа социально-психологической службы, школьной службы примирения и воспитательные мероприятия (классные часы, уроки доброты, круглые столы, тренинги, ролевые игры, анкетирования, встречи с представителями других учреждений).
В 2009-2010, 2010-2011 уч. г. в школе реализовывалась программа «Толерантность - терпение и самоуважение».
При организации работы по формированию толерантного сознания учащихся педагогическому коллективу школы были поставлены следующие цели и задачи:
Цель:
1) воспитание социально адаптированной личности школьника;
2) развитие толерантности у обучающихся как ценностного отношения к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании;
3) создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми.
Задачи:
1) обучить учащихся конструктивным способам взаимодействия с окружающими людьми;
2) стимулировать развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
3) воспитать положительное отношения к инаковости человека в целом;
4) вырабатывать стремление к пониманию другого человека и позитивному взаимодействию с ним;
5) настраивать обучающихся на проявление сочувствия и сострадания к другому.
Инновационными в работе по данному направлению являются такие формы и методы, как работа школьной службы примирения, проведение общешкольных родительских конференций, совместное проведение правовых уроков и уроков развития парламентаризма в России, организованных совместно с депутатом городского Собрания депутатов, Уполномоченным по правам ребенка в ЧР, Андреевым А.В., просмотр видеофильмов и видеороликов по профилактике экстремизма и формированию толерантного сознания среди учащихся с последующим обсуждением.
Работа школьной службы примирения
В целях содействия профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных, криминальных ситуаций, проведения примирительных программ для участников конфликтов, в школе была создана школьная служба примирения, руководитель: педагог-психолог Николаев Е.В. Деятельность службы примирения основана на принципах добровольности, конфиденциальности, нейтральности.
В течение года руководители службы примирения обучались в МОУ» Центр психолого-медико-социального сопровождения « Развитие», обменивались опытом работы с руководителями школьных служб примирения Московского района.
Вместе с педагогами (медиаторами) в составе службы примирения добровольно работают и восемь медиаторов - учеников среднего звена. Регулярно проводится обучение медиаторов методам урегулирования конфликтов.
Служба примирения получает информацию о случаях конфликтного или криминального характера от учителей, администрации школы, а также по личному обращению учащихся и принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае. Примирительная программа начиналается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит ведущий медиатор школьной службы примирения Николаев Е.В.
Школьной службой примирения в течение года были рассмотрено 12 зарегистрированных случаев конфликта. Из них успешно разрешились 10 случаев.
Отмечается, что в основном работа медиаторов успешно практикуется в начальном звене и с учащимися не старше 13 лет (1-6 классы).
Трудности в работе заключаются в том, что у учащихся-медиаторов нет пока достаточного опыта, поэтому они высказали желание сотрудничать с медиаторами других школ для обмена опытом.
Волонтерское движение
В школе создан отряд юных добровольцев «Радуга» из числа учащихся 9-б класса в количестве 30 человек. Юные добровольцы проводят экологические субботники по благоустройству школьного двора и закрепленных за школой территорий: сквер М.Горького, ул. Гузовского, ул. М.Павлова, ул. Т.Кривова, участвуют в оздоровительных и благотворительных акциях, таких как «Вместе мы сможем больше», «ФЛЕШМОП за ЗОЖ», «От сердца к сердцу», Весенняя неделя добра".
Волонтеры добровольческой команды «Радуга» регулярно проводят мероприятия по пропаганде волонтерства и привлечению новых добровольцев. Так 17 апреля 2011г. в школе была проведена акция «Добровольчество - Добро с большой буквы». В ходе мероприятия учащиеся 9-б класса под руководством классного руководителя Егоровой Н.И. представили учащимся 7-11 классов презентацию о Тимуровском движении, развернувшемся в нашей стране в прошлом веке, о современном волонтерском движении и выступили с визиткой - презентацией своей команды «Наши добрые дела».
«Отряд юных добровольцев» тесно сотрудничает с МДОУ «Детский сад № 52». В рамках акции «Весенняя неделя добра» представители отряда юных добровольцев помогали в благоустройстве территории Детского сада, проводили уроки Добра с игровыми программами для воспитанников, получившие самые положительные отклики от сотрудников детского сада. Добровольцы оказывают шефскую помощь не только детям из детского сада № 52, но и ветеранам и труженикам тыла Великой Отечественной войны. С их участием был подготовлен праздничный концерт «Поклонимся великим тем годам», посвященный 66-й годовщине Великой Победы. В канун этого праздника ребята разбили клумбы на территории школьного двора и сквера М.Горького «Салют Победе!».
Вообще ученический коллектив нашей школы отличается добротой и отзывчивостью. В рамках акции «От сердца к сердцу» ребята оказали помощь вещами, игрушками, канцтоварами, художественной литературой учащимся из малообеспеченных семей нашей школы, детям-сиротам и детям из реабилитационного центра. За участие в вышеназванной акции ребята получили благодарственное письмо от Управления образования г. Чебоксары. Мероприятию предшествовала большая подготовка под руководством психолога Николаева Е.В.
Традиционными являются классные часы, на которых учащиеся в разных формах поднимают вопросы профилактики политического, национального и религиозного экстремизма, формирования у молодежи установок толерантного сознания. Классные руководители, учитывая возрастные особенности учащихся, проводят часы общения на темы: «Давайте дружить народами», «Все мы разные, но заслуживаем счастья», «Толерантность в нашей жизни». В среднем звене и старших классах проводятся мероприятия в форме диспутов, круглых столов о том, что такое экстремизм, о правовых последствиях экстремистской деятельности: «Уроки Холокоста – путь к толерантности», «Экстремистская организация. Противодействие экстремисткой деятельности», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних за противоправное поведение, в том числе за участие в несакционированных митингах, шествиях и распространение литературы экстремистского толка, а также групповых нарушениях общественного порядка» и т.д. Для учащихся начальных классов проводится конкурс рисунков, посвященных Дню толерантности «Мы такие разные», а учащимся среднего звена предлагается участие в конкурсе сочинений, «Я, ты, он, она – вместе дружная страна».
Большой интерес среди учащихся вызывает такая форма работы как тренинги: «Учимся сотрудничать», «Как пережить обиду», «Один за всех и все за одного», «Многонациональный мир глазами детей», на которых ребята могут поделиться с педагогом-психологом Николаевым Е.В. не только наболевшими вопросами и проблемами, но и просто отдохнуть, пообщаться, поработать в группах, высказать свою точку зрения.
В работе с родительской общественностью традиционным стало проведение общешкольных родительских конференций на темы: «Воспитание в семье», «Воспитание учащихся на традициях национальной культуры чувашского народа», «Мы воспеваем имя - Мать!», на которых родители делятся опытом воспитания, представляют творческие выступления своих семей, принимают участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества.
К Всемирному дню толерантности разработан план воспитательных мероприятий.
План мероприятий, посвященных Дню толерантности
в МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары
№ |
Наименование мероприятия |
Дата проведения
|
Ответственные за исполнение |
1. |
Классные часы на темы: «Мы разные, но каждый - Человек», «Проявление толерантности к людям другой веры, национальности, внешности», «Путешествие в страну дружбы», «Нужно ли быть толерантным?», «Что такое стереотипы и предрассудки? Причины их возникновения и влияние на нашу жизнь». |
14.11 - 19.11.2011 |
Классные руководители 1-11 кл. |
2. |
Стол просмотра в школьной библиотеке на тему: «Толерантность в современном обществе» |
14.11 - 19.11.2011 |
Библиотекарь |
3. |
Проведение тренингов «Учимся сотрудничать», «Как пережить обиду», «Один за всех и все за одного», «Многонациональный мир глазами детей» для учащихся 6- 8 классов |
14.11 - 19.11.2011 |
Педагог-психолог |
4. |
Конкурс сочинений «Я, ты, он, она – вместе дружная страна». |
16.11 - 19.11.2011 |
Учителя русского языка и литературы |
5. |
Беседы педагогов – психологов с учащимися 3-4 классов «О равнодушии и добре» |
16.11 - 19.11.2011 |
Педагог-психолог, классные руководители 3-4 кл. |
6. |
Проведение единого «Урока толерантности» |
16.11.2011 |
Классные руководители 1-11 кл. |
7. |
Конкурс рисунков, посвященных Дню толерантности «Мы такие разные» для учащихся 1-4 классов |
16.11 – 25.11.2011 |
Учитель ИЗО, кл. руководители 1-11 кл. |
8. |
Участие в конкурсе волонтёрских бригад «Твори добро» |
Ноябрь |
Руководители волонтерской команды |