Воспитание толерантного отношения обучающихся к окружающим является одним из важнейших направлений в работе школы, так как вечерняя школа отличается от дневных образовательных учреждений тем, что здесь обучаются подростки из разных школ города и республики, семьи которых имеют различный социальный статус. Поэтому при организации воспитательного процесса необходимо исходить их объективных процессов, которые сегодня составляют сердцевину взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Для нас очень важно создать все условия, чтобы ученики школы научились жить в гармонии с собой и окружающим миром, научились слышать и понимать того, кто отличается от них.
Другими словами, цель воспитания толерантного отношения к окружающим - создать условия для воспитания в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимоотношению с людьми независимо от их религиозных взглядов, социальной принадлежности, культурных предпочтений, мировоззрения.
Работа в рамках поставленных целей осуществляется в следующих направлениях:
1. воспитание у учащихся чувства и сознания ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут
2. воспитание патриотизма и гражданственности
Работа в рамках первого направления осуществляется через ряд следующих мероприятий:
№ п/п |
Мероприятия |
1. |
Просмотр фильма «Республика ШКИД» |
2. |
Классные часы и беседы:
««Учимся жить в коллективе»,
«Как важно быть толерантным»,
«Я и мы»,
«Учимся быть терпимыми» |
3. |
Выставки книг
«Толерантность»
«Люди моей страны» |
4. |
Внеклассные мероприятия
«Мы разные, но мы вместе» |
5. |
Подготовка коллажей, плакатов, газет |
6. |
Тренинги «Учимся быть терпимыми» |
7. |
Забор гласности «Скажи о…» |
Все классные часы и указанные мероприятия проводятся в рамках Всемирного дня толерантности. Классные часы и беседы с учащимися направлены на изучение и выявления значений понятий «толерантность», «терпение», «уважение». Классные часы проходят во всех классах, при этот классные руководители используют ИКТ-технологии (различные презентации, просмотры фильмов). При организации классных часов учитываются возрастные особенности учащихся, их интересы. Чаще всего классные часы проходят с применением такого метода как «беседа», что позволяет сделать учащихся не только пассивными слушателями, но и активными участниками.
В рамках внеклассных мероприятий и тренингов педагоги школы работают на сплочение коллектива, на выработку умений понимать и уважать чужую культуру и традиции.
В этом учебном году впервые будет использован метод «забор гласности» применительно к мероприятиям в рамках Дня толерантности. Это позволит понять, насколько учащиеся освоили материал, что они думают об организации мероприятий, как понимают понятие «толерантности».
В старших классах в качестве демонстрационного материала используются также кадры их различных художественных фильмов, таких как, например, «Чучело». Обсуждение особенностей взаимоотношения учащихся одного класса позволяет продемонстрировать различные аспекты поведения подростков, показать, насколько несправедливым может быть мнение большинства к тем, кто отличается от общей массы.
Работа в рамках второго направления осуществляется через систему следующих мероприятий:
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Классные часы и беседы по профилактике экстремизма и правонарушений среди подростков |
Октябрь |
2. |
Уроки обществознания «Россия – многонациональная страна» |
По плану |
3. |
Приобщение к ценностям родной истории, литературы и культуры (в ходе различных уроков, посещения музеев, театров и кинотеатров) |
В течение года |
4. |
Классные часы и беседы «Мы за мир», «В жизни всегда есть место подвигу» |
Февраль |
5. |
Конкурсы чтецов «Строки, пробитые пулей» |
Май |
6. |
Акция «Да не угаснет памяти свеча» (просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ |
Февраль, май |
7. |
Внеклассное мероприятие «Парад культур» |
Апрель |
Все классные часы направлены на то, чтобы воспитывать в учащихся чувство уважения к истории своей страны, уважения к подвигу народа, сумевшего победить в великой Отечественной войне.
В рамках бесед и уроков по гражданско-правовой тематике особое место занимают те, что посвящены различным молодежным объединениям. Педагоги школы проводят грань между понятиями «патриотизм» и «экстремизм». В результате бесед учащиеся школы учатся распознавать, что такое патриотизм настоящий и патриотизм ложный. Этому способствуют и встречи с ветеранами, чьи судьбы являются наглядным примером доблести, мужества и любви к своей стране.
Вопросы толерантности и уважительного отношения друг к другу и окружающим затрагиваются и на уроках обществознания в ходе бесед «Россия – многонациональная страна».
В этом учебном году в целях формирования уважительного отношения к культуре и обычаям разных стран будет проведено общешкольное внеклассное мероприятие «Парад культур», в ходе которого учащиеся смогут воссоздать элементы культурных традиций различных стран. Все это будет способствовать выработке толерантного отношения к обычаям и традициям разных народов, к тем, чей образ жизни отличается от общепринятого.