Социально психологической службой гимназии и классными руководителями проводятся уроки и классные часы на тему дружбы, терпимости, взаимопонимания и умения взаимодействовать в группах, традиционный урок «Золотые правила общения». Ежегодно в библиотеке гимназии №4 проводится выставка литературы на тему межэтнической компетенции. Разработан проект «Help», в котором ученики учатся состраданию, сопереживанию людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Психологической службой постоянно проводится работа по формированию межэтнической компетенции и толерантности в среднем и старшем звене школы по программе «Тренинг межэтнической компетенции». Особенности данной программы в том, что она, не претендуя на всеохватность теоретических знаний о различиях культур, этносов и общественных стереотипах настраивает человека на принятие «иного». Иного мнения, иных моделей поведения, способов реакций на происходящее. Иных взглядов на то, «что такое хорошо и что такое плохо». «Тренинг межэтнической компетенции» состоит из подборки оригинальных (или заимствованных и адаптированных) упражнений, заданий, игр. Тренинг может проводиться в форме внеклассной работы с учениками старших классов. Программа «Тренинг межэтнической компетенции» рассчитана на 7 занятий. Данная программа достаточно мобильна, ее можно использовать целиком или частями.
Данная программа прошла апробацию и составлена с учетом положительных и отрицательных результатов апробации. Занятия, которые входят в данную программу проводились с учащимися 5-9-х классов в течение трех лет. Специальная диагностика позволила зафиксировать позитивные сдвиги. Результаты первичной диагностики учащихся 9-х классов показывают, что 35% уч-ся положительно относятся к представителям другой национальности; у 46% - объективное, равное отношение; у 15% - равнодушное; 4% - негативное. При этом 19% считают, что их национальность превосходит в чем-то других.
27% испытывают раздражение, когда люди одной национальности говорят на своем языке, они считают, что нужно говорить на доступном для всех языке; 27% - также испытывают раздражение, но считают, что люди имеют право говорить на своем языке и 31% считают это вполне естественным.
Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков показало, что в рисунках чаще преобладает негативное восприятие:
Ÿ образа чуваша – 78%. Негативная символика образа чуваша была представлена рисунками «гопника», спиртных напитков, асоциальных типов, безвкусно одетых девушек;
Ÿ образа русского – 57%. Негативная символика образа русского была представлена рисунками «гопника», спиртных напитков, нищих;
Ÿ образа американца – 50%. К негативной символике были отнесены рисунки фастфудов, людей с избыточным весом, гангстеров, военных, «жертв пластической хирургии».
Анкетирование по окончанию работы выявила положительную динамику изменений: 71% учащихся указали в анкете, что занятия помогли пересмотреть свое отношение к представителям других национальностей, помогли терпимее относиться к их традициям и культуре, они считают, что нет «плохих» или «хороших», что все заслуживают равного отношения. У 18% сохранилось объективное отношение к представителям других национальностей (выделяют и хорошее и плохое). 10% считают, что занятия не повлияли на их отношение к представителям другой национальностям.
Программа состоит из трех этапов. На каждый этап приходится от одного до трех занятий.
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию атмосферы доверия и групповой сплоченности, коммуникативных умений и активизации членов группы.
На втором этапе проводится работа по формированию позитивного отношения к различным этническим группам. Учащиеся знакомятся с традициями и культурой разных национальностей. Игры и упражнения помогают учащимся «примеривать на себя» различные роли и способствуют развитию эмпатии, социального интереса.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию и закреплению позитивного отношения к различным этническим группам.
Программа рассчитана на 7 уроков. Оптимальный график проведения занятий каждый день или через день, в течение двух недель. Если занятия проводить 1 раз в неделю, то работа по программе займет два месяца. Большие классы лучше делить пополам: численность группы не должна превышать 15 человек. В режим учебной деятельности эта работа вписывается как дополнительные занятия.
Этапы реализации:
1. Ориентировочна - диагностическая работа;
2. Развивающая работа;
3. Закрепляющая работа и вторичная диагностика.
Методы и техники, используемые в программе:
1. Моделирующие и ролевые игры. Проигрывание различных ситуаций, моделирование образцов поведения, которые позволяют преодолеть стереотипы и расширить поведенческий репертуар учащихся.
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Арт- методы (коллаж, проективная методика).
4. Упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами.
5. Коллективные, групповые задания.