Управление образования администрации города ЧебоксарыОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

 

 

 

Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт»»»

 

 

 


 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Опыт МБОУ «Гимназия №4» по внедрению новых подходов по реализации данного направления

Социально  психологической службой гимназии и классными руководителями проводятся уроки и классные часы на тему дружбы, терпимости, взаимопонимания и умения взаимодействовать в группах, традиционный урок «Золотые правила общения». Ежегодно в библиотеке гимназии №4 проводится выставка литературы на тему межэтнической компетенции. Разработан проект «Help», в котором ученики учатся состраданию, сопереживанию людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

 

Психологической службой постоянно проводится работа по формированию межэтнической  компетенции  и толерантности в среднем и старшем звене школы по программе «Тренинг межэтнической компетенции». Особенности данной программы  в том, что она, не претендуя на всеохватность теоретических знаний о различиях культур, этносов и общественных стереотипах настраивает человека на принятие «иного». Иного мнения, иных моделей поведения, способов реакций на происходящее. Иных взглядов на то, «что такое хорошо и что такое плохо». «Тренинг межэтнической компетенции» состоит из подборки оригинальных (или заимствованных и адаптированных) упражнений, заданий, игр. Тренинг может проводиться в форме внеклассной работы с учениками старших классов. Программа «Тренинг межэтнической компетенции» рассчитана на 7 занятий. Данная программа достаточно мобильна, ее можно использовать целиком или частями.

Данная программа прошла апробацию и составлена с учетом положительных и отрицательных результатов апробации. Занятия, которые входят в данную программу проводились с учащимися 5-9-х классов в течение трех лет. Специальная диагностика позволила зафиксировать позитивные сдвиги. Результаты первичной диагностики учащихся 9-х классов показывают, что 35% уч-ся  положительно относятся к представителям другой национальности; у 46% - объективное, равное отношение; у 15% - равнодушное; 4% - негативное. При этом 19% считают, что их национальность превосходит в чем-то других.   

27% испытывают раздражение, когда люди одной национальности говорят на своем языке, они считают, что нужно говорить на доступном для всех языке; 27% - также испытывают раздражение, но считают, что люди имеют право говорить на своем языке и 31% считают это вполне естественным.

      Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков показало, что в рисунках чаще преобладает негативное  восприятие:

 Ÿ образа чуваша – 78%. Негативная символика образа чуваша была представлена рисунками «гопника», спиртных напитков, асоциальных типов, безвкусно одетых девушек;

Ÿ  образа русского – 57%.  Негативная символика образа русского была представлена рисунками «гопника», спиртных напитков, нищих;

Ÿ образа американца – 50%. К негативной  символике были отнесены рисунки фастфудов, людей с избыточным весом, гангстеров, военных, «жертв пластической хирургии».

Анкетирование по окончанию работы  выявила положительную динамику изменений: 71% учащихся указали в анкете, что занятия помогли пересмотреть свое отношение к представителям других национальностей, помогли терпимее относиться к их традициям и культуре, они считают, что нет «плохих» или «хороших», что все заслуживают равного отношения.  У 18% сохранилось объективное отношение к представителям других национальностей (выделяют и хорошее и плохое).  10% считают,  что занятия не повлияли на их отношение к представителям другой национальностям. 

 

 

      

   Программа состоит из трех этапов. На каждый этап приходится от одного до трех занятий.

На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию атмосферы доверия и групповой сплоченности, коммуникативных умений и активизации членов группы.

     На втором этапе проводится работа по формированию позитивного отношения к различным этническим группам. Учащиеся знакомятся с традициями и культурой разных национальностей. Игры и упражнения помогают учащимся «примеривать на себя» различные роли и способствуют развитию эмпатии, социального интереса.

На третьем этапе продолжается работа по осознанию и закреплению позитивного отношения к различным этническим группам.

Программа рассчитана на 7 уроков. Оптимальный график  проведения  занятий  каждый день или через день, в течение двух недель. Если занятия  проводить 1 раз в неделю, то работа по программе займет два месяца. Большие классы  лучше делить пополам: численность группы не должна превышать 15 человек. В режим учебной деятельности эта работа вписывается как дополнительные занятия.

 

Этапы реализации:

1.      Ориентировочна - диагностическая работа;

2.      Развивающая работа;

3.      Закрепляющая работа  и вторичная диагностика.

 

 Методы и техники, используемые в программе:

1.      Моделирующие и ролевые игры. Проигрывание  различных ситуаций, моделирование образцов поведения, которые позволяют преодолеть стереотипы и расширить поведенческий репертуар учащихся.

2.      Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3.      Арт- методы (коллаж, проективная методика).

4.      Упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами.

5.      Коллективные, групповые задания.

Экономика, социология, менеджмент Федеральный образовательный портал: Российское образование ЕГЭ: Портал информационной поддержки Единого Государственного Экзамена Естественно-научный образовательный портал  
Информационно-коммуникационные технологии в образовании Российский общеобразовательный портал Российский портал открытого образования  Информационный портал: Юридическая Россия  

 

 

 

 

Система управления контентом
428000, г. Чебоксары, Московский проспект д.8,
Телефон: 58-15-49
Факс: 58-14-94
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика