Наиболее эффективным способом формирования толерантности у учащихся является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.
Роль учителя при этом очень высока. Учитель может и делает:
-
воспитывать в духе мира;
-
признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;
-
быть примером для детей;
-
уметь слушать;
-
поддерживать эмоциональные привязанности;
-
развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
-
давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
-
избегать жестких иерархических отношений;
-
не допускать проявлений авторитаризма;
-
поощрять совместную деятельность.
Проводятся классные часы по толерантности с целью закрепления полученных знаний о чертах толерантности.
Проводится работа по развитию этнической толерантности по следующим направлениям:
урочная работа – национально-региональный компонент содержания образования, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности;
внеурочная работа – разнообразные формы внеурочной деятельности, которые выполняют ту же задачу, что и урочная работа, но более объемную т. к. располагает большим временем.
Реализовать эти два направления помогают известные педагогические технологии:
тренинги общения. Это вид групповой психологической работы, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, ученик лучше видит свои ошибки.
ролевые игры. Учащиеся делятся на группы, участники которых говорят не только на разных языках, но имеют много различий в поведении, жестах, традициях, устоях, которые затрудняют общение друг с другом. Игры позволяют участникам:
-
приобрести практический опыт пребывания в иной этногруппе;
-
проанализировать свои стереотипы;
-
критически оценить уровень своей толерантности.
Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур, т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии.