В МБОУ «СОШ №2» понятие «толерантность» не пустое слово, ребята с 1 класса узнают, что такое толерантность благодаря своим учителям. В нашей школе является доброй традицией начинать учебный год с уроков толерантности, с помощью которых наши ребята учатся относиться к окружающим их людям с пониманием и терпением. Немалую роль в воспитании толерантности играют и родители учащихся, которые играют не малую роль в школьной жизни своих детей.
Ежегодно в ноябре наша школа проводит неделю толерантности. Все сотрудники нашей школы творчески относятся к проведению мероприятий, посвященных Дню толерантности. Они проводят занятия, викторины, конкурсы рисунков и фотоконкурсы, оформляют различные уголки, проводят родительские собрания.
«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.» «Толерантность это не уступка, снисхождение или потворство, это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.» Эти знания из Декларации принципов толерантности, наши школьники получают на классных часах, посвященных теме толерантности.
Кроме того, в нашей школе проводятся психологические занятия по развитию толерантности учащихся. Одним из таких форм являются тренинги. Во время тренинговых занятий ребята ближе знакомятся с понятием толерантности, с помощью психологических игр и приемов на личном примере знакомятся со способами толерантного поведения. Также психологические тренинги направлены на устранение агрессивности как антипода толерантного поведения.
В качестве примера хочу привести пример психологического тренинга по развитию толерантного отношения к окружающим.
ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ
ЦЕЛЬ: Развитие толерантного поведения, помощь в адаптации в обществе, эмоциональная разрядка.
1. ЗНАКОМСТВО. Каждый участник представляется и говорит, что он любит, маленький рассказ о себе.
2. УПРАЖНЕНИЕ. «Когда я тебя сегодня увидел…» каждый участник должен сказать что-нибудь приятное своему соседу справа, что он почувствовал, когда он его сегодня только увидел. Какой-нибудь комплимент.
3. УПРАЖНЕНИЕ. «Эмоциональная гимнастика». Сначала необходимо глазами выразить свое хорошее настроение, затем добавить лицо, руки, ноги и в последнюю очередь выразить свою радость всем телом.
4. УПРАЖНЕНИЕ. «Радость и счастье». Участники делятся на две команды. Одна команда будет называться «счастье», другая – «радость». Каждая команда должна перекричать другую, кто громче. Кричим названия своих команд.
5. УПРАЖНЕНИЕ. «приветствие». Рукопожатие, по команде все участники начинают здороваться пожимая друг другу руки. Задача – собрать как можно больше рукопожатий.
6. УПРАЖНЕНИЕ. «игра «Я» ». заполнить бланки:
Я…
Я…
Я…
Я могу…
Я могу…
Я могу…
Я думаю…
Я думаю…
Я думаю…
7. УПРАЖНЕНИЕ. «мои достижения». На листе А4 нарисовать свои достижения. В центре круг диаметром 10 – 15 см, в нем нарисовать символ достижений.
8. УПРАЖНЕНИЕ. «солнышко с комплиментами». На своем рисунке достижений дорисовать столько лучиков, сколько участников, затем по желанию обмениваться с другими участниками листами и писать на них свои пожелания этому человеку.
9. ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ.
Данное тренинговое занятие можно проводить и с трудными подростками, которые испытывают трудности в общении со сверстниками и в классных коллективах с низким уровнем сплоченности.