Формирование толерантного сознания у школьников МБОУ «СОШ № 38» города Чебоксары происходит через систему воспитательной работы, школьного гражданско-правового образования с 1 по 11 классы, школьное самоуправление при обеспечении психолого-педагогической и правовой поддержки (в лице школьного психолога, социального педагога, заместителя директора школы по внеклассной воспитательной работе).
Система школьного гражданско-правового образования включает в себя учебную и внеучебную деятельность учащихся 1-11 классов.
Учебная деятельность учащихся способствует формированию установок толерантного сознания через изучение специальных предметов ("Обществознание", "Право", "Искусство. МХК", а также специального курса «ОРКСЭ», кружка «Волонтерская организация «ЖИВИ») и через весь комплекс остальных учебных предметов (окружающий мир, литература, ОБЖ, биология, ИЗО, музыка и т.д.) способствующих толерантному сознанию и поведению школьников.
Во внеучебной деятельности педагоги проводят большую воспитательную работу через привитие детям умения и навыков общения, основанных на взаимоуважении и дружелюбии, терпимости и взаимопомощи, используя при этом разнообразные формы и методы.
Мероприятия по формированию установок толерантного сознания у школьников проводятся в течение всего учебного года в рамках традиционных школьных мероприятий: Месячник безопасности, Дни толерантности, Месячник «За здоровый образ жизни», Месячник «Правовых знаний».
В 2010 году учащиеся МБОУ «СОШ № 38» являлись активными участниками II Фестиваля Толерантности.
Наиболее яркими примерами воспитания толерантного сознания у учащихся в МБОУ «СОШ № 38» являются:
1. Работа социально-психологического клуба «Фортуна» (с 2010 года).
Сегодня наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. С целью воспитания толерантного сознания, формирования активной жизненной позиции воспитанников школы на базе МОУ «СОШ №38 города Чебоксары» стартовала работа социально-психологического клуба «ФОРТУНА» под руководством социального педагога Ксении Геннадьевны Ярановой. Участники клуба – учащиеся 7-10 классов. Основная форма работы клуба – психологические тренинги и социально-психологические акции.
На тренингах учащиеся узнают как стать свободнее в выражении себя; повысить свою значимость и уверенность в себе; стать более искренним и близким, что улучшит отношения с друзьями, развить в себе свободу в выражении чувств, что поможет в общении с людьми; избавиться от страха и сомнений во взаимоотношениях; сделать свою жизнь радостной и наполненной; обрести друзей; поверить в свои силы и научиться пользоваться ими; преодолеть страх выступления перед аудиторией; перестать беспокоиться о том, что другие о вас подумают; разрешить давние конфликты; научиться влиять на других людей; повысить самооценку.
2. Введение учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (2010-2011, 2011-2012 учебные годы). Учителя стараются воспитать в ребятах духовно-нравственные взгляды, научить детей самому главному – доброте. Особенно хочется, чтобы дети обращали внимание на качество жизни не только с материальной точки зрения, но и с духовной, чтобы и во взаимоотношениях был мир и порядок.
3. Создана команда волонтеров школы № 38 «Ключ к счастью», которая готова оказывать психологическую поддержку детям с ограниченными возможностями, общаться и дружить с ними, активно участвовать в совместных мероприятиях, а самое главное – дарить свое тепло, улыбку и доброту. Ведь как считают наши ребята: «Мы разные, но все мы люди!». (Работа проводилась в рамках реализации проекта «Мир один на всех» в 2010-2011 учебном году).
4. Работа волонтерской организации «Живи», направленной на пропаганду здорового образа жизни. (с 2009 года по сегодняшний день).
5. Проведение «Уроков доброты» в рамках внеклассного чтения с приглашением родителей. Воспитание доброты – процесс разносторонний и сложный, и далеко не последнее место в нем занимает литература. Она не дает готового рецепта, как стать добрым, но глубина произведений, как правило, помогает юным читателям решать задачи, которые задает жизнь. При изучении рассказов задача учителя состоит в том, чтобы совместно с учащимися разобраться в таких нравственных качествах, как любовь к ближнему, уважение, забота об окружающих, а также узнать, какую роль в их жизни занимают родные и близкие.
6. Проведение «Уроков мужества», встреч с воинами – интернационалистами.
7. Встречи с писателями Чувашии. (Например, незабываемая встреча с автором сказок «В стране ста тысяч цветов» «У круглого озера» Николаем Петровичем Петровым (Ижендей), который рассказал ребятам о своей творческой деятельности. Душевная беседа завершилась диалогом о воспитанности и доброте, любви к самому себе и окружающим людям)
8. Ежегодная акция «Весенняя Неделя Добра».
9. Учащиеся школы – воспитанники военно-патриотического лагеря «Сыны России». Программа лагеря направлена на пресечение асоциального поведения в подростковой среде. Ребята привыкают полагаться на себя, учатся принимать самостоятельные решения, узнают, что такое настоящая дружба и взаимовыручка (июль, ноябрь 2011 года)
10. Участие в акции «Один мир! Один дом! Одно сердце», посвященной всемирному Дню сердца. (сентябрь 2011 года).
Таким образом, навыки толерантного поведения у детей формируются в процессе проведения и организации целевых внешкольных мероприятий во время учебного процесса.
Основой формирования толерантного поведения является повседневная жизнь ребёнка в школьном коллективе. Главное научить детей конструктивно разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать с товарищами на основе равенства и согласия. Самое главное, чтобы толерантным был сам педагог.
Заместитель директора
по внеклассной воспитательной работе С.С. Васильева