В МБОУ «СОШ №50» города Чебоксары воспитательная работа по воспитанию толерантного отношения обучающихся к окружающим строится в соответствии с Программой по формированию толерантных установок «Я в мире, мир во мне». Актуальность данной программы очевидна: проявление нетерпимости, непримиримости ведет к серьезным последствиям: от раздражительности, пренебрежения к другим до геноцида и шовинизма; нетерпимость способствует совершению правонарушений и аморальности; нетерпимость имеет широкий диапазон проявления: от насмешек, бойкота, оскорбления до запугивания, дискриминации, терроризма.
Целью программы является воспитание у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений и общечеловеческих ценностей, привитие психологической культуры. Задачами программы являются: развитие у учащихся чувства взаимоуважения, доброжелательности, терпимости по отношению к различным социальным группам: этносам, инвалидам, беженцам; развитие умений принимать совместные решения, основанные на учете интересов всех окружающих людей. Программа предполагает использование в воспитательной работе таких форм: проведение «круглых столов», встреч с представителями народов, проживающих на территории республики, организация диспутов, тренингов, ролевых игр, использование интерактивных технологий, обсуждение приготовленных презентаций, организация фестивалей, праздников, бесед.
Традиционными являются классные часы, на которых учащиеся в разных формах поднимают вопросы уважительного и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира. Классные руководители, учитывая возрастные особенности учащихся, ведут разговор на темы: «Декларация толерантного человека», «Дружба – залог человечности», «Этот цветной мир», «Все мы разные». Для учащихся начальных классов вопросы дружбы, поддержки, взаимопомощи являются первым шагом к пониманию необходимости считаться с мнением других. В старших классах используется форма «круглых столов», диспутов на темы взаимопонимания между людьми различных культур.
Активно используется такая форма работы как тренинги: «Мир вокруг тебя», «Я в этом мире», «Как сделать так, чтобы меня понимали?». Откровенные разговоры помогают школьникам оценить атмосферу толерантности в классе, обсудить те вопросы, которые их больше всего волнуют.
Среди новых подходов в воспитании толерантного мышления можно назвать участие 5 учащихся школы в проекте «Мир один на всех». Учащиеся школы принимают участие в благотворительных акциях, посвященных Дню инвалидов, Международному дню пожилых людей, Весенней акции добра.
Для педагогов разработаны методические рекомендации по проведению мероприятий, направленных на воспитание толерантного отношения учащихся к окружающим. Традиционными стали конкурсы коллективных сочинений «Я, ты, он, она – вместе дружная страна», рисунков и коллажей «Какой он, наш мир?», плакатов «Я - толерантен», видеороликов «Красота и доброта спасут мир!». Для учащихся «группы риска» проводятся занятия по развитию толерантных отношений к миру.
В работе с родительской общественностью большое значение имеет организация занятий лектория для родителей, проведение родительских собраний и конференций.
К Всемирному дню толерантности разработан план, который включает в себя такие мероприятия:
№ п/п |
Название мероприятий |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Устный журнал «Что такое толерантность» (7 кл.) |
16 ноября |
Алеева И.В., классный руководитель |
2. |
Конкурс коллективных сочинений «Я, ты, он, она – вместе дружная страна» (3-4 кл.) |
До 14 ноября |
классные руководители |
3. |
Конкурс рисунков «Какой он наш мир?» (1-2 кл.) |
До 14 ноября |
Турхан А.Г., учитель ИЗО |
4. |
Круглый стол «Все мы разные» (8 кл.) |
17 ноября |
Воробьева Н.А., соц. педагог |
5. |
Тренинг «Многонациональный мир глазами детей» (9 кл.) |
15 ноября |
Мухаметова Р.З., школьный психолог |
6. |
Конкурс творческих проектов «Толерантность – это мой принцип» ( 10 классы) |
20 ноября |
Адякова А.Г., ст. вожатая |
7. |
Проведение минуток толерантности с использование м/м презентации (1-11 классы) |
16 ноября |
Ситнова И.Ю.,
Алеева И.В., Флегентова С.И., учителя истории, классные руководители |
8. |
Проведение родительских собраний на тему «О защите детей от факторов, негативно влияющих на их психическое, физическое и интеллектуальное развитие» |
7-19 ноября |
классные руководители |
9. |
Выставка литературы «Толерантность в современном мире» |
14-16 ноября |
Сафонова Г.М., школьный библиотекарь |
10 |
Беседы педагогов – психологов с учащимися 3-4 классов «О равнодушии и добре». |
14-21 ноября |
Аввакумова Е.С., психолог |
11 |
Организация и проведение добровольческих акций «От милосердия – к гражданственности» |
16-24 ноября |
Щербакова Е.А. |