УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства образования и молодежной политики
Чувашской Республики
от 15 июля 2009 г. № 1206
(приложение № 1)
ПОЛОЖЕНИЕ
о вариативных формах и процедурах проведения аттестации педагогических
работников образовательных учреждений Чувашской Республики
и муниципальных образовательных учреждений
I. Общие положения
1.1. В соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1908, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 июля 2000 г., регистрационный № 2322, настоящее Положение определяет вариативные формы и процедуры проведения аттестации педагогических работников образовательных учреждений Чувашской Республики и муниципальных образовательных учреждений (далее – формы и процедуры), предоставляемые для выбора педагогическому работнику.
II. Вариативные формы и процедуры проведения аттестации педагогических
работников общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего
профессионального образования, преподающих общеобразовательные дисциплины
2.1. Педагогическим работникам общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования, преподающих общеобразовательные дисциплины, аттестуемым на высшую, первую и вторую квалификационные категории (далее – педагоги), предлагаются на выбор три вида форм и процедур.
2.2. Каждый вид форм и процедур для педагогов включает в себя три этапа:
I этап – оценка уровня профессиональной компетентности педагога по преподаваемому предмету;
II этап – оценка информационной компетентности в образовательной деятельности;
III этап – оценка результатов профессиональной деятельности аттестуемого.
2.3. Первый вид формы и процедуры.
2.3.1. На I этапе оценка уровня профессиональной компетентности педагога по преподаваемому предмету осуществляется по результатам прохождения квалификационного экзамена в форме единого государственного экзамена, проводимого организацией, определяемой Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее – Минобразования Чувашии).
Определение организации, осуществляющей проведение квалификационного экзамена, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Условия проведения квалификационного экзамена устанавливаются Минобразования Чувашии в конкурсной документации.
Завершением I этапа является закрепление результатов квалификационного экзамена в сертификате, полученном от организации, проводившей квалификационный экзамен.
2.3.2. На II этапе осуществляется оценка информационной компетентности в образовательной деятельности педагогов по результатам прохождения компьютерного тестирования, проводимого организацией, определяемой Минобразования Чувашии.
Определение организации, осуществляющей проведение компьютерного тестирования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Условия проведения компьютерного тестирования устанавливаются Минобразования Чувашии в конкурсной документации.
Завершением II этапа является закрепление результатов тестирования в сертификате, полученном от организации, проводившей компьютерное тестирование.
2.3.3. Для проведения III этапа приказом Минобразования Чувашии создается экспертная группа, в состав которой включаются представители органов самоуправления образовательных учреждений, ассоциации педагогических работников, общественных и иных организаций (далее - экспертная группа).
III этап первого вида проводится в форме защиты педагогического проекта по преподаваемому предмету, в ходе которого педагог, претендующий на вторую квалификационную категорию, представляет и обосновывает проектную разработку, а педагог, претендующий на первую и высшую квалификационные категории – представляет отчет о реализации проекта и полученных результатах.
Завершением III этапа является вынесение экспертной группой по итогам проведения трех этапов аттестации экспертного заключения рекомендательного характера о соответствии или несоответствии педагога заявленной квалификационной категории.
2.4. Второй вид формы и процедуры.
2.4.1. Проведение I и II этапов второго вида формы и процедуры осуществляется в соответствии с пунктами 2.3.1 и 2.3.2 настоящего Положения.
2.4.2. Для проведения III этапа приказом Минобразования Чувашии создается экспертная группа.
III этап второго вида проводится в форме презентации методического портфолио, в котором педагог представляет свидетельства своего профессионализма в виде структурированного накопительного документа (папка достижений).
Завершением III этапа является вынесение экспертной группой по итогам проведения трех этапов аттестации экспертного заключения рекомендательного характера о соответствии или несоответствии педагога заявленной квалификационной категории.
2.5. Третий вид формы и процедуры.
2.5.1. Проведение I и II этапов третьего вида формы и процедуры осуществляется в соответствии с пунктами 2.3.1 и 2.3.2 настоящего Положения.
2.5.2. Для проведения III этапа приказом Минобразования Чувашии создается экспертная группа.
III этап третьего вида проводится в форме защиты методических и других разработок педагога.
Завершением III этапа является вынесение экспертной группой по итогам проведения всех трех этапов аттестации экспертного заключения рекомендательного характера о соответствии или несоответствии педагога заявленной квалификационной категории.
2.6. Проведение III этапа всех видов форм и процедур осуществляется с учетом следующих особенностей:
1) педагогу дополнительно предлагается выбрать одну из нижеперечисленных процедур:
а) посещение членами экспертных групп уроков, учебных и (или) внеурочных мероприятий педагога, с последующим их анализом;
б) анализ документально зафиксированных результатов образовательного процесса (итогов мониторинга успешности обучения и воспитания);
в) представление образовательного учреждения, отражающее совокупность результатов практической деятельности педагога;
2) учитывается участие педагога в опытно-экспериментальной работе, республиканских, районных (городских) профессиональных конкурсах, конференциях, в работе учебно-научных и методических объединений различных уровней, мнения руководителя образовательного учреждения, ассоциации педагогических работников, методических объединений, родителей, учащихся об эффективности профессиональной деятельности педагога;
3) оценивается качество и результативность практической деятельности педагога на основании изучения уровня обученности (воспитанности), степени сформированности ключевой компетентности учащихся (воспитанников).
2.7. Завершением всех видов форм и процедур является вынесение решения Главной аттестационной комиссии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики о соответствии или несоответствии педагога заявленной квалификационной категории.
III. Вариативные формы и процедуры проведения аттестации
педагогических работников дошкольных образовательных учреждений,
учреждений дополнительного образования детей,
учреждений начального и среднего профессионального образования,
и общеобразовательных учреждений (кроме педагогических работников, преподающих общеобразовательные дисциплины), претендующих на первую или высшую квалификационные категории
3.1. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений начального и среднего профессионального образования, и общеобразовательных учреждений (кроме педагогических работников, преподающих общеобразовательные дисциплины), претендующих на первую или высшую квалификационные категории (далее – педагоги, претендующие на первую или высшую категории) предлагаются на выбор три вида форм и процедур.
3.2. Каждый вид форм и процедур для педагогов, претендующих на первую или высшую категории, включает в себя три этапа:
I этап – оценка уровня профессиональной компетентности по преподаваемому предмету и информированности о новых достижениях в предметной области, знание теории и методики преподаваемого предмета, современных технологий обучения и воспитания, научных основ общей педагогики и психологии, закономерностей и способов формирования ключевой компетентности учащихся (воспитанников);
II этап – оценка информационной компетентности в образовательной деятельности;
III этап – оценка результатов профессиональной деятельности педагогов, претендующих на первую или высшую категории.
3.3. Первый вид формы и процедуры.
3.3.1. На I этапе оценка уровня профессиональной компетентности по преподаваемому предмету и информированности о новых достижениях в предметной области, знание теории и методики преподаваемого предмета, современных технологий обучения и воспитания, научных основ общей педагогики и психологии, закономерностей и способов формирования ключевой компетентности учащихся и воспитанников аттестуемых педагогов, претендующих на первую или высшую категории, осуществляется по результатам прохождения квалификационного экзамена в форме тестирования на персональном компьютере в режиме on-line, проводимого организацией, определяемой Минобразования Чувашии.
Определение организации, осуществляющей проведение тестирования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Условия проведения тестирования устанавливаются Минобразования Чувашии в конкурсной документации.
В тестирование для педагогов, претендующих на первую или высшую категории, включаются 20 вопросов по специальности, по 5 вопросов по методике преподавания (для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – по частным методикам), педагогике, психологии, валеологии.
Минобразования Чувашии обеспечивается размещение демонстрационных вариантов заданий на сайтах Минобразования Чувашии и организации, осуществляющей проведение тестирования.
Завершением I этапа является закрепление результатов тестирования в сертификате, полученном от организации, проводившей тестирование.
3.3.2. На II этапе оценка информационной компетентности в образовательной деятельности педагогов, претендующих на первую или высшую категории, осуществляется по результатам компьютерного тестирования, проводимого организацией, определенной Минобразования Чувашии.
Определение организации, осуществляющей проведение компьютерного тестирования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Условия проведения компьютерного тестирования устанавливаются Минобразования Чувашии в конкурсной документации.
Завершением II этапа является закрепление результатов компьютерного тестирования в сертификате, полученном от организации, проводившей компьютерное тестирование.
3.3.3. Для проведения III этапа приказом Минобразования Чувашии создается экспертная группа.
III этап первого вида проводится в форме защиты педагогического проекта по преподаваемому предмету, в ходе которого педагог, претендующий на первую или высшую категории, представляет отчет о реализации проекта и полученных результатах.
Завершением III этапа является вынесение экспертной группой по итогам проведения трех этапов аттестации экспертного заключения рекомендательного характера о соответствии или несоответствии педагога, претендующего на первую или высшую категории, заявленной квалификационной категории.
3.4. Второй вид формы и процедуры.
3.4.1. Проведение I и II этапов второго вида формы и процедуры осуществляется в соответствии с пунктами 3.3.1 и 3.3.2 настоящего Положения.
3.4.2. Для проведения III этапа приказом Минобразования Чувашии создается экспертная группа.
III этап второго вида проводится в форме презентации методического портфолио, в котором педагог, претендующий на первую или высшую категории, представляет свидетельства своего профессионализма в виде структурированного накопительного документа (папка достижений).
Завершением III этапа является вынесение экспертной группой по итогам проведения трех этапов аттестации экспертного заключения рекомендательного характера о соответствии или несоответствии педагога, претендующего на первую или высшую категории, заявленной квалификационной категории.
3.5. Третий вид формы и процедуры.
3.5.1. Проведение I и II этапов третьего вида формы и процедуры осуществляется в соответствии с пунктами 3.3.1 и 3.3.2 настоящего Положения.
3.5.2. Для проведения III этапа приказом Минобразования Чувашии создается экспертная группа.
III этап третьего вида проводится в форме защиты методических и других разработок педагога, претендующего на первую или высшую категории.
Завершением III этапа является вынесение экспертной группой по итогам проведения трех этапов аттестации экспертного заключения рекомендательного характера о соответствии или несоответствии педагога, претендующего на первую или высшую категории, заявленной квалификационной категории.
3.6. Проведение III этапа всех видов форм и процедур осуществляется с учетом следующих особенностей:
1) педагогу, претендующему на первую или высшую категории, дополнительно предлагается выбрать одну из нижеперечисленных процедур:
а) посещение членами экспертных групп уроков (занятий), учебных и (или) внеурочных мероприятий педагога, претендующего на первую или высшую категории, с последующим их анализом;
б) анализ документально зафиксированных результатов образовательного процесса (итогов мониторинга успешности обучения и воспитания);
в) представление образовательного учреждения, отражающее совокупность результатов практической деятельности педагога, претендующего на первую или высшую категории;
2) учитывается участие педагога, претендующего на первую или высшую категории, в опытно-экспериментальной работе, республиканских, районных (городских) профессиональных конкурсах, конференциях, в работе учебно-научных и методических объединений различных уровней, мнения руководителя образовательного учреждения, ассоциации педагогических работников, методических объединений, родителей, учащихся об эффективности профессиональной деятельности аттестуемого;
3) оценивается качество и результативность практической деятельности педагога, претендующего на первую или высшую категории, на основании изучения уровня обученности (воспитанности), степени сформированности ключевой компетентности учащихся (воспитанников).
3.7. Завершением всех видов форм и процедур является вынесение решения Главной аттестационной комиссии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики о соответствии или несоответствии педагога, претендующего на первую или высшую категории, заявленной квалификационной категории.
IV. Вариативные формы и процедуры проведения аттестации
педагогических работников дошкольных образовательных учреждений,
учреждений дополнительного образования детей,
учреждений начального и среднего профессионального образования,
и общеобразовательных учреждений (кроме педагогических работников, преподающих общеобразовательные дисциплины), претендующих на получение второй квалификационной категории
4.1 Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений начального и среднего профессионального образования, и общеобразовательных учреждений (кроме педагогических работников, преподающих общеобразовательные дисциплины), претендующих на получение второй квалификационной категории (далее – педагоги, претендующие на вторую категорию) предлагаются на выбор три вида форм и процедур.
4.2. Каждый вид форм и процедур для педагогов, претендующих на вторую категорию, включает в себя два этапа:
I этап – оценка уровня профессиональной компетентности по преподаваемому предмету, информированности о новых достижениях в предметной области, знание теории и методики преподаваемого предмета, современных технологий обучения и воспитания, научных основ общей педагогики и психологии, закономерностей и способов формирования ключевой компетентности учащихся (воспитанников);
II этап – оценка результатов профессиональной деятельности педагогов, претендующих на вторую категорию.
4.3. Первый вид формы и процедуры.
4.3.1. На I этапе оценка уровня профессиональной компетентности по преподаваемому предмету, информированности о новых достижениях в предметной области, знание теории и методики преподаваемого предмета, современных технологий обучения и воспитания, научных основ общей педагогики и психологии, закономерностей и способов формирования ключевой компетентности учащихся (воспитанников) аттестуемых педагогов, претендующих на вторую категорию, осуществляется по результатам прохождения квалификационного экзамена в форме тестирования на персональном компьютере в режиме on-line, проводимого организацией, определяемой Минобразования Чувашии.
Определение организации, осуществляющей проведение тестирования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Условия проведения тестирования устанавливаются Минобразования Чувашии в конкурсной документации.
В тестирование для педагогов, претендующих на вторую категорию, включаются 15 вопросов по специальности, по 5 вопросов по методике преподавания (для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – по частным методикам), педагогике, психологии, валеологии, информационно-коммуникационным технологиям.
Минобразования Чувашии обеспечивается размещение демонстрационных вариантов заданий на сайтах Минобразования Чувашии и организации, осуществляющей проведение тестирования.
Завершением I этапа является закрепление результатов тестирования в сертификате, полученном от организации, проводившей тестирование.
4.3.2. Для проведения II этапа приказом Минобразования Чувашии создается экспертная группа.
II этап первого вида проводится в форме защиты педагогического проекта по преподаваемому предмету, в ходе которого педагог, претендующий на вторую категорию, представляет и обосновывает проектную разработку.
Завершением II этапа является вынесение экспертной группой по итогам проведения двух этапов аттестации экспертного заключения рекомендательного характера о соответствии или несоответствии педагога, претендующего на вторую категорию, заявленной квалификационной категории.
4.4. Второй вид формы и процедуры.
4.4.1. Проведение I этапа второго вида форм и процедур осуществляется в соответствии с пунктом 4.3.1 настоящего Положения.
4.4.2. Для проведения II этапа приказом Минобразования Чувашии создается экспертная группа.
II этап второго вида проводится в форме презентации методического портфолио, в котором педагог, претендующий на вторую категорию, представляет свидетельства своего профессионализма в виде структурированного накопительного документа (папка достижений).
Завершением II этапа является вынесение экспертной группой по итогам проведения двух этапов аттестации экспертного заключения рекомендательного характера о соответствии или несоответствии педагога, претендующего на вторую категорию, заявленной квалификационной категории.
4.5. Третий вид формы и процедуры.
4.5.1. Проведение I этапа третьего вида формы и процедуры осуществляется в соответствии с пунктом 4.3.1 настоящего Положения.
4.5.2. Для проведения II этапа приказом Минобразования Чувашии создается экспертная группа.
II этап третьего вида проводится в форме защиты методических и других разработок педагогов, претендующих на вторую категорию.
Завершением II этапа является вынесение экспертной группой по итогам проведения двух этапов аттестации экспертного заключения рекомендательного характера о соответствии или несоответствии педагога, претендующего на вторую категорию, заявленной квалификационной категории.
4.6. Проведение II этапа всех видов форм и процедур осуществляется с учетом следующих особенностей:
1 педагогу, претендующему на вторую категорию, дополнительно предлагается выбрать одну из нижеперечисленных процедур:
а) посещение членами экспертных групп уроков, учебных и (или) внеурочных мероприятий педагога, претендующего на вторую категорию, с последующим их анализом;
б) анализ документально зафиксированных результатов образовательного процесса (итогов мониторинга успешности обучения и воспитания);
в) представление образовательного учреждения, отражающее совокупность результатов практической деятельности педагога, претендующего на вторую категорию;
2) учитывается участие педагогов, претендующих на вторую категорию, в опытно-экспериментальной работе, республиканских, районных (городских) профессиональных конкурсах, конференциях, в работе учебно-научных и методических объединений различных уровней, мнения руководителя образовательного учреждения, ассоциации педагогических работников, методических объединений, родителей, учащихся об эффективности профессиональной деятельности педагога, претендующего на вторую категорию;
3) оценивается качество и результативность практической деятельности педагога, претендующего на вторую категорию, на основании изучения уровня обученности (воспитанности), степени сформированности ключевой компетентности учащихся (воспитанников).
4.8 Завершением всех видов форм и процедур является вынесение решения Главной аттестационной комиссии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики о соответствии или несоответствии педагога, претендующего на вторую категорию, заявленной квалификационной категории.
1.2. Каждый вид форм и процедур, предлагаемых аттестуемому, включает в себя три этапа:
Завершением III этапа является вынесение экспертной группой по итогам проведения трех этапов аттестации экспертного заключения рекомендательного характера о соответствии или несоответствии аттестуемого первой или высшей квалификационной категории по должности «руководитель».
Завершением III этапа является вынесение экспертной группой по итогам проведения трех этапов аттестации экспертного заключения рекомендательного характера о соответствии или несоответствии аттестуемого первой или высшей квалификационной категории по должности «руководитель».
Завершением III этапа является вынесение экспертной группой по итогам проведения трех этапов аттестации экспертного заключения рекомендательного характера о соответствии или несоответствии аттестуемого первой или высшей квалификационной категории по должности «руководитель».