1. Развитие системы дошкольного образования.
В городе Чебоксары создана вариативная многофункциональная сеть дошкольных образовательных учреждений, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом потребностей семей воспитанников. На сегодня систему дошкольного образования города представляют 126 муниципальных дошкольных образовательных учреждений и 1 негосударственное дошкольное образовательное частное учреждение «Колосок».
Подводя итоги развития системы дошкольного образования г. Чебоксары в 2009-2010 учебном году, следует отметить следующие количественные и качественные изменения в сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования:
- введен в эксплуатацию после реконструкции МДОУ «Детский сад № 130 «Улăп» г. Чебоксары на 190 мест;
- ведется активная работа по переустройству бывшего здания лицея–интерната им. Г.С. Лебедева под детский сад № 106 комбинированного вида на 180 мест в соответствии с распоряжением администрации города Чебоксары от 12.03.2010 года № 743-р. Ввод объекта запланирован на август 2010 года.
- продолжается реконструкция здания МДОУ «Детский сад № 16» после выведения из него вечерней школы № 2.
В 124 муниципальных дошкольных учреждениях г. Чебоксары образовательная деятельность ведется на основании лицензии.
Сеть дошкольных учреждений дифференцирована по типам и видам, что дает возможность родителям осуществлять выбор форм, методов и содержания образования. По результатам аккредитации ДОУ в 2009 году произошло изменение видового состава учреждений:
ККатегории |
Виды учреждений |
Кол-во ДОУ
(2008 год) |
Кол-во ДОУ (2009 год) |
I |
«Центр развития ребенка – детский сад» |
4 (№ 137, 141, 178, 185) |
5 (№ 134, 156, 177, 178, 185) |
II |
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного из направлений развития воспитанников» |
19 (№№ 9, 22, 46, 59, 93, 97, 110, 111, 123, 134, 149, 156, 158, 160,162,164,169,177,
182) |
31 (№№11, 13, 22, 45, 50, 55, 66, 70, 75, 97, 98, 105, 110, 113, 116, 117, 122, 123, 125, 160, 164,174,182) |
«Детский сад комбинированного вида» |
7 (№ 88, 112, 121, 145,147, 159, 181) |
9 (№№82, 88, 112, 121,
141, 145, 147, 159, 181) |
«Детский сад компенсирующего вида» |
5 (№ 2, 23, 26, 127, 165) |
4 (№ 2, 23, 26, 137) |
«Детский сад присмотра, оздоровления и ухода» |
2 (№19,188) |
4 (№ 19,127,165,188) |
III |
«Детский сад» |
84 |
71 |
Не имеют лицензии 2 ДОУ: детский сад № 16, 106 (находятся на реконструкции), свидетельства о государственной аккредитации ДОУ №№ 16, 106, 130, 172.
Численность детей, охваченных дошкольным образованием, на 1 января 2010 года составила 22756. Количество детей, посещающих ДОУ города на протяжении 5 лет, увеличилось на 2008, что позволило обеспечить государственные гарантии доступности дошкольного образования и способствовало выполнению социального заказа общества.
Годы |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Охват детей дошкольным образованием |
80,0% |
79,7% |
80,1% |
79,1% |
79,5% |
Количество воспитанников ДОУ |
20748 |
21546 |
21652
|
22218 |
22756 |
В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики «О мерах по повышению доступности услуг в сфере дошкольного образования» (№ 61 от 17.05.2010 г.) с целью увеличения количества детей, охваченных дошкольным образованием, в городе активно осваиваются новые формы предоставления услуг.
В 2009-2010 учебном году в городе функционировало 52 группы кратковременного пребывания.
Год |
Кол-во ДОУ, имеющих в своем составе ГКП |
Кол-во ГКП |
Кол-во детей в них |
2008 |
27 |
30 |
233 |
2009 |
43 |
52 |
410 |
Как альтернатива традиционному дошкольному образованию в городе в 2009 году был открыт первый семейный детский сад, как структурное подразделение дошкольного учреждения № 73. На конец учебного года функционировало 4 семейных детских сада в составе ДОУ №№ 38, 73, 131,142, которые посещают 15 детей. Семейные детские сады предоставляют многодетным родителям возможность трудоустройства, оказывают существенную материальную поддержку многодетным семьям, сокращают очередность в детские сады, дают домашним детям возможность более полного развития вместе со своими сверстниками.
С сентября 2009 года начала действовать модель патронатной помощи родителям детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в условиях семейного воспитания. Так, в МДОУ «Детский сад № 147 комбинированного вида» открыта патронатная группа по представлению образовательных услуг на дому детям с ограниченными возможностями здоровья. Надомное образование как патронатные услуги для детей 3-6 лет организованы и «Центре развития ребенка - детском саду №178».
В 2009 году в 5 ДОУ (№№ 6, 183, 129, 132, 148) и детском саду № 172 открылись 12 групп на 205 мест за счет инвентаризации групповых помещений, используемых не по назначению, и открытия новых групп. Рассматриваются вопросы возврата зданий еще для 7 детских садов, что даст возможность увеличить сеть дошкольных образовательных учреждений примерно на 1390 мест.
Согласно Указу Президента Чувашской Республики за счет бюджетов республики и города Чебоксары планируется строительство в 2010 году двух дошкольных образовательных учреждений на 200 мест с бассейном в микрорайоне «Волжский – 3» и на 235 мест с бассейном в микрорайоне по ул. Гладкова. Проектно-сметная документация по новым дошкольным образовательным учреждениям разработана, типовые решения имеются, и в настоящее время ведется работа по их привязке к местности.
Также, в соответствии с поручением Президента Чувашской Республики, в целях комплексного освоения земельных участков рассматривается возможность начала строительства дошкольных образовательных учреждений на 240 мест с бассейном в микрорайоне по ул. Б. Хмельницкого, ул. Тракторостроителей на 75 мест. Проектно-сметная документация по этим дошкольным образовательным учреждениям находится в стадии разработки.
Но, несмотря на меры, предпринимаемые управлением образования администрации города Чебоксары для увеличения общего охвата детей различными формами дошкольного образования, сохраняется проблема устройства их в ДОУ, так как на протяжении последних трех лет наблюдается увеличение рождаемости детей в городе.
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Кол-во детей |
5486 |
6022 |
6276 |
6760 |
Потребность населения в услугах дошкольных образовательных учреждений остается высокой.
В условиях модернизации российского образования особое внимание уделяется образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. В городе Чебоксары в целях социализации детей и получения ими квалифицированной помощи в коррекции имеющихся ограничений в состоянии здоровья создана и успешно развивается сеть дошкольных образовательных учреждений: 4 детских сада компенсирующего вида, из них 1-для детей с нарушением речи, 1- для детей с нарушением слуха,1 - для детей с нарушением зрения, 1 - для детей с нарушением интеллекта; 10 детских садов комбинированного вида, имеющих в своем составе группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, речи.
В целях инклюзивного образования дошкольников с отклонениями в развитии в сообществе с сохранными детьми с 2007 года в детских садах города открыто 14 групп комбинированной направленности, в которых воспитываются дети с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, речи.
В 2009-2010 учебном году для постоянной полной интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи, посещающими группы общеразвивающей направленности, в 14 дошкольных образовательных учреждениях в штатное расписание введены ставки учителей-логопедов. В 6-ти дошкольных образовательных учреждениях организована работа логопунктов, как платная дополнительная образовательная услуга. Однако, не смотря на все принимаемые меры, спрос на специальное дошкольное образование и услуги превышает предложения, очередь на устройство ребенка с ограниченными возможностями здоровья в специализированный детский сад составляет более 1214 человек.
Анализ финансового обеспечения дошкольного образования
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях с родителей (законных представителей) взимается плата, размер которой в городе Чебоксары устанавливается решением Чебоксарского городского Собрания депутатов. С ноября 2009 года произошло увеличение родительской платы до 800 рублей в детском саду III категории, 900 рублей - в детском саду II категории, 1000 рублей - в центрах развития ребенка – детских садах I категории. Согласно действующему законодательству 2035 из 22756 детей посещают детский сад бесплатно (дети с ограниченными возможностями здоровья и дети сотрудников), 580 детей пользовались льготой по оплате за детский сад как многодетная семья.
В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, родителям выплачивается компенсация в размере от 20 до 70% размера внесенной ими родительской платы. На конец 2009 года в городе были охвачены компенсацией 17506 детей, что составляет 96,1%.
Анализ материально-технической базы ДОУ показывает высокий процент износа оборудования, здания. Большую помощь ДОУ в приобретении материальных ценностей, проведении косметических работ в соответствии с Законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» оказывают родители воспитанников, сторонние организации. Так сумма внебюджетных поступлений в 2009 году составила более 6 млн. рублей. Более 7 млн.рублей детские сады заработали самостоятельно, оказывая дополнительные платные образовательные услуги.
Отрицательным фактором в улучшении состояния территории ДОУ явилось отсутствие финансирования муниципальной целевой программы «Шаг навстречу детству», по которой в 2008 году были проведены работы по реконструкции и строительству теневых навесов, асфальтированию территории, установке игрового оборудования на площадках на сумму более 15 млн.рублей а в 2009 году – на сумму 1,6 млн.руб. В 2010 году действие программы было приостановлено.
В 2009 году детскими садами №№ 2, 9, 11, 26, 70, 97, 98, 105, 112, 125, 128, 156, 177, 178, 185 получены 570 тыс. рублей за победу в городских, республиканских, всероссийских конкурсах, которые были направлены на улучшение условий воспитательно-образовательного процесса и повышение качества дошкольного образования.
В рамках проекта Чувашской Республики «Создание условий для реализации инновационного подхода к обучению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» в 2009 году по Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы 4 дошкольных учреждения получили оборудование на сумму 1293500 рублей. (МДОУ «Детский сад № 137 компенсирующего вида», МДОУ "Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи", МДОУ "Детский сад № 112 комбинированного вида", МДОУ «Детский сад № 181 «Крепыш» комбинированного вида»).
Серьезное внимание уделяется процессу информатизации, как неотъемлемой и динамично развивающейся части модернизации образования, который получил широкое распространение на территории города. Быстрыми темпами осуществляется компьютеризация детских садов. В 2009 году увеличилось количество компьютеров: в детских садах имеется 338 компьютеров, из них 272 – для делопроизводства, 67 – для работы с детьми, 93,7% дошкольных учреждений имеют электронную почту, что позволяет вести электронный документооборот, 81,9% имеют доступ к сети Интернет, 45 учреждения создали свой интернет-сайт. Наибольшее количество компьютеров в ДОУ № 185 (19 единиц), ДОУ № 137 (15 единиц), ДОУ № 156 (13 единиц), ДОУ № 182 (8 единиц), ДОУ № 178 (6 единиц). На Портале образования Чувашской Республики создан сайт дошкольного образования города Чебоксары. Информационную поддержку сайта осуществляет Центр развития дошкольного образования. Сайт содержит разделы для родителей, методическую страничку для педагогов, сведения о дошкольных образовательных учреждениях и др. информацию
2. Развитие системы общего среднего образования
2.1. Развитие учительского потенциала
На современном этапе развития муниципальной системы образования значительное внимание необходимо уделить повышению эффективности работы с педагогическими и управленческими кадрами, которые становятся главным ресурсом, условием качественного образования.
Управление образования администрации г. Чебоксары большое внимание уделяет профессиональной подготовке и переподготовке руководящих и педагогических работников г. Чебоксары. Из года в год эти показатели увеличиваются в разы. Причем востребованными являются современные курсы модульного преподавания предметов, управления, менеджмента, права и пр.
В соответствии с планом – проспектом курсовых мероприятий ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» ежегодно порядка 30 % педагогов направляются на повышение квалификации, подготовку и переподготовку различные категории работников образования всех уровней: в 2004 году – 11,3 %, в 2006 году – 15,1%, в 2009 году – 32,2% (от общего количества педагогических работников г. Чебоксары).
Из года в год повышается IT-компетентность педагогов г. Чебоксары. На сегодня более 65 % педагогов города уверенно владеют навыками работы на компьютере и активно им пользуются.
Как подчеркивается в Концепции модернизации образования на период до 2010 года, повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, – первостепенная задача, необходимое условие модернизации системы образования России. Модернизация образования выступает фактором повышения профессиональной компетентности педагогов, активизации кадровой политики, определяя основные приоритеты образования в нашей стране, направления конструирования содержания образования и адекватных образовательных технологий, требования к личности выпускника. Компетентность педагогических и управленческих кадров предусматривает не только обновление психолого-педагогических знаний, но и развитие умений решать новые образовательные задачи, формирование мотивационно - ценностного отношения к происходящим преобразованиям.
Для определения проблем, подлежащих программной разработке, проведен анализ кадровых условий муниципальной системы образования. Мониторинг кадрового обеспечения, проведенный в 2008/2009 учебном году, позволил выявить следующую проблему: с одной стороны, не происходит притока молодых специалистов, а с другой - старение педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях города. Численность педагогических работников образовательных учреждений города Чебоксары на начало 2008/2009 учебного года составляла 3896 человека (администрация ОУ, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования). Среди 321 руководителей (директора, заместители директора) образовательных учреждений только 6,2% составляют мужчины. Учителей-предметников в 2008/2009 учебном году насчитывалось 3011 человек, включая педагогов, совмещающих два предмета внутри общеобразовательного учреждения.
В таблице ниже видна наметившаяся тенденция сокращения количества педагогических кадров. В 2008/2009 учебном году оно сократилось по сравнению с предыдущим годом на 6,5%.
Так же наблюдается тенденция совмещения преподавания своего основного предмета. Увеличилась численность учителей совмещающих преподавание курса физической культуры и ОБЖ, биологии и географии, истории и КРК, технологии с ИВТ.
За последние годы в школах города идет увеличение количества работающих пенсионеров и в 2008/2009гг. это - 386 чел.(13%).
Учителя русского языка и литературы, географии, биологии, химии, информатики, математики и физики имеют высшее образование. Учителя с незаконченным высшим образованием (14 чел.) - это, как правило, студенты V курса ЧГПУ, работающие в школах. Самое большое количество учителей со средним специальным образованием (81 чел.) в начальной школе - это выпускники педагогического колледжа. Некоторые учителя музыки, физической культуры, изобразительного искусства, имеющие среднее специальное образование, также являются выпускниками педагогического колледжа.
Данные мониторинга свидетельствуют о продолжающейся тенденции роста числа педагогов высшей и первой квалификационной категорий и сокращении за счет этого педагогов со второй квалификационной категорией, но при этом увеличивается количество учителей без категории.
Рассматривая уровень квалификации педагогов за 2008 год, отметим, что существует некоторое стремление учителей к профессиональному росту: хорошо заметна стабильность показателей, касающихся аттестации педагогов на высшую категорию.
Динамика уровня квалификации педагогов
Квалификационная категория |
2007/2008гг. |
2008/2009гг. |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Всего педагогических работников |
4184 |
|
3896 |
|
Высшая |
1020 |
28,6% |
1012 |
31% |
Первая |
1566 |
43,8% |
1418 |
43,6% |
Вторая |
986 |
27,6% |
823 |
25,3% |
Всего аттестовано |
3572 |
85,3% |
3253 |
83,5% |
Без категории |
612 |
14,6% |
643 |
16,5% |
Однако следует отметить, что в основном, по всем специальностям преобладает процедура аттестации с первой категории на первую, или с высшей на высшею, т.е. педагоги просто подтверждают квалификацию. Одной из причин нежелания повышать свою квалификацию является низкая мотивация педагогов, а также недостаточная работа администрации школы.
Наблюдается увеличение количества учителей, не имеющих квалификационной категории. В число педагогов, не имеющих квалификационной категории, попадают учителя со стажем работы до 5 лет и работающие пенсионеры. Но так как самую большую долю в образовательной системе города составляют педагоги со стажем работы более 20 лет (49%), можно предположить, что число неаттестованных учителей растет за счет этого факта.
Управлением образования создаются условия для повышения профессионализма педагогических работников муниципальной системы образования. Обеспечено повышение квалификации работников системы образования по курсовой подготовке.
2.2. Качество учителя – качественные результаты школьников
Десятый год выпускники школ города Чебоксары сдают экзамены в форме Единого государственного экзамена. В текущем году в досрочном и основном этапах ЕГЭ приняло участие 2852 выпускников общеобразовательных учреждений города Чебоксары 2010 г. (2009 г. – 3778 выпускников).
По результатам досрочного и основного этапов проведения ЕГЭ в 2010 году средний балл по русскому языку составил 65,07, по математике – 52,54 (что выше среднереспубликанских показателей). В 2009 году средний балл по русскому языку составлял 64,75 балла, по математике – 54,37 балла. Снижение показателя ЕГЭ по математике имеет республиканскую тенденцию и связано, на наш взгляд, с изменением содержания КИМов по математике в 2010 году.
Результаты ЕГЭ позволяют оценить распространение внешней системы оценки качества образования и активность выпускников в сдаче ЕГЭ.
Из числа выпускников общеобразовательных школ, проходивших аттестацию в форме ЕГЭ, не получили аттестаты 122 человек, из них выпускники дневных школ – 12 человек, вечерних школ – 110 человека.
По результатам ЕГЭ в 2010 году 100 баллов получили 38 выпускников. Среди школ по количеству стобалльников лидируют – МОУ «Лицей № 2» г. Чебоксары (8 человек), МОУ «Лицей № 3» г. Чебоксары (5 человек), МОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары (5 человек).
В целом результаты выпускников ЕГЭ-2010 лучше результатов 2009 года. Более 80% выпускников сдавали по выбору третий предмет. На это повлияли изменения в правилах приема в учреждения высшего и среднего профессионального образования, одновременно этот показатель также свидетельствует о качестве подготовки выпускников к внешней процедуре оценки, об их уверенности в своих знаниях.
Результаты ЕГЭ по основным показателям
Выпускники дневных общеобразовательных учреждений |
Русский язык (доля сдавших выше порога), % |
Математика (доля сдавших выше порога), % |
Все предметы (доля сдавших выше порога), % |
|
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
г. Чебоксары |
97,06 |
99,68 |
99,72 |
93,15 |
99,79 |
99,60 |
88,05% |
94,24% |
96,94 |
|
выпускники дневных школ республики |
94,80 |
99,15 |
99,66 |
95,34 |
99,62 |
99,62 |
87,35% |
94,83% |
96,51 |
|
город |
97,21 |
99,44 |
99,77 |
94,56 |
99,74 |
99,69 |
нет данных |
93,12% |
96,88 |
|
село |
91,52 |
99,67 |
99,54 |
96,39 |
99,84 |
99,54 |
нет данных |
94,54% |
96,07 |
|
| |
2.3. Анализ использования учебно-методических комплексов, образовательных систем на достижения школьников
Одним из приоритетных направлений деятельности управления образования города продолжает оставаться работа с одаренными детьми. В целях выявления, развития и поддержки одаренных детей в городе ежегодно проводятся:
Ø предметные олимпиады
Ø научно-практическая конференция школьников
Ø конкурсы компьютерного творчества
Ø фестивали, конкурсы рисунков, сочинений
В 2009-2010 учебном году проведен муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по 20 общеобразовательным предметам, городские олимпиады по изобразительному искусству, чувашскому языку и литературе, в начальной школе по русскому языку и математике, городская научно-практическая конференция школьников «Открытия юных». По итогам предметных олимпиад выстраивается рейтинговая таблица, что стимулирует школы и педагогов к активизации работы по выявлению и развитию наиболее способных, одаренных детей.
Количество участников и призовых мест (2007 – 2010 года)
Учебный год |
Городские олимпиады |
Количество призовых мест |
Количество участников |
Количество призовых мест |
На республиканских олимпиадах |
На Всероссийских олимпиадах |
2007 – 2008 |
6801 |
665 |
196 |
28 |
2008 – 2009 |
5535 |
615 |
176 |
14 |
2009 - 2010 |
5046 |
505 |
157 |
8 |
Динамика числа участников и победителей научно – практических конференций
Год |
«Открытие юных» |
«EXCELSIOR» |
Количество участников |
Количество призовых мест |
Количество участников |
Количество призовых мест |
2008 |
569 |
130 |
130 |
50 |
2009 |
528 |
121 |
117 |
36 |
2010 |
485 |
110 |
87 |
49 |
2.4. Анализ организации профильного обучения
Измерить качество подготовки выпускников общего образования позволяет разработанная в Чувашии система мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников 11 класса. Исследование позволяет оценить:
степень соответствия подготовки выпускников заказу государства;
соответствие образовательных и трудовых траекторий выпускников потребностям рынка труда;
сформировать информационную основу для банка данных об индивидуальных образовательных маршрутах лучших выпускников школ и выйти на внешнюю оценку учреждений профессионального образования и отдельных специальностей.
По данным 2009 года (данные по 2010 г. будут получены к декабрю 2010 года) среди выпускников сохраняется привлекательность выбора высшего образования как варианта образовательной траектории (доля выпускников поступивших в ВУЗ в 2009 г. составила 68,3 %, в 2008г. – 69,7 %. Продолжается тенденция уменьшения количества поступивших в учреждения начального профессионального образования - 2009 г. – 4,4%, (2008 г. – 5,6 %). При этом увеличивается доли зачисленных на первый курс ССУЗов - 2009 г. – 22,6 %, (2008 г. – 19,6 %), а доля оставшихся без статуса за последние три года сохраняется на уровне 1,0% при незначительной положительной динамике.
Увеличение доли учащихся, охваченных профильным обучением с 95,54 % в 2008-2009 учебном году до 100 % в 2009-2010 учебном году позволяет удовлетворять образовательные потребности населения, предоставляет возможность выбора индивидуальной образовательной траектории и способствует повышению качества образования.
Имеющаяся в городе эффективная образовательная сеть, постоянно обновляющаяся и совершенствующаяся структура и содержание образования позволяют усиливать практическую направленность образования, дифференциацию обучения, индивидуализацию учебного процесса, способствуют активному использованию новых информационных технологий учителями и учащимися, развитию учебно-познавательной мотивации, формированию у учащихся стремления к самообразованию, осознанному выбору учащимися профиля обучения.
Анализ выбора выпускниками образовательных учреждений города Чебоксары профильных предметов для сдачи ЕГЭ подтверждает обоснованность (осознанность) выбора профиля обучения. Так, до 90% выпускников, обучавшихся в классах инженерного, биолого-медицинского, педагогического профилей, выбрали для сдачи ЕГЭ предметы, изучавшиеся на профильном уровне.
Профили, реализуемые в городе |
Количество выпускников в профиле |
% от общего количества выпускников |
Количество выпускников, сдававших профильные экзамены |
% от общего количества выпускников в профиле |
Физико-математический (включая математический, информационно-математический) |
373 |
14,87 % |
258 |
69,17 % |
Инженерный |
62 |
2,47 % |
62 |
100 % |
Технический |
19 |
0,76 % |
8 |
42,1 %
|
Технологический (включая информационно-технологический) |
415 |
0,68 % |
127 |
30,6 % |
Физико-химический |
57 |
2,27 % |
45 |
78,9 % |
Естественно-научный |
26 |
1,04 % |
22 |
84,6 % |
Химико-биологический |
56 |
2,23 % |
19 |
33,9 % |
Биолого-медицинский |
66 |
2,63 % |
66 |
100 % |
Естественно-математический |
25 |
0,99 % |
9 |
36 % |
Филологический |
117 |
4,66 % |
55 |
47 5 |
Социально-экономический |
458 |
18,25 % |
231 |
50,4 % |
Социально-гуманитарный |
196 |
7,81 % |
117 |
59,7 % |
Гуманитарный |
196 |
7,81 % |
98 |
50 % |
Правовой с милицейской направленностью |
24 |
0,96 % |
15 |
62,5 % |
Педагогический |
26 |
1,03 % |
26 |
100 % |
Художественно-эстетический |
11 |
0,44 % |
1 |
9,1 % |
Выбор художественно-эстетического профиля находится на одном из самых низких уровней.
Анализ выбора предметов для сдачи экзаменов с участием территориальной экзаменационной комиссии выпускниками 9-х классов, показал, что количество учащихся, сдающих предметы по выбору увеличивается. В 2008-2009 учебном году лишь 1,69 % выпускников 9-х классов сдавали экзамены по выбору, а в 2009-2010 году этот показатель повысился до 20,16 %.
|
география |
история |
обществознание |
химия |
физика |
биология |
2007-2008 |
0 |
0 |
0 |
0 |
48
(1,19 %) |
20
(0,49%) |
2008-2009 |
40 (2,87%) |
30
(2,15%) |
116
(8,31%) |
40
(2,87%) |
85
(6,09%) |
37
(2,65%) |
2009-2010 |
140
(3,07%) |
74
(1,63 %) |
169
(3,71%) |
191
(4,2%) |
175
(3,84%) |
169
(3,71 %) |
Снизился интерес выпускников к экзаменам по обществознанию, истории, физике и возрос по географии, химии, биологии.
Наиболее востребованными в этом году по – прежнему оставались социально-экономический профиль, его осваивали 18,25 % выпускников, физико-математический профиль (14,87 % выпускников), социально-гуманитарный и гуманитарный профили (по 7,81 % выпускников). При этом следует отметить положительную тенденцию снижения интереса старшеклассников к выбору социально-экономического профиля обучения, что соответствует современным запросам рынка труда и общества. Интерес старшеклассников к выбору социально-экономического профиля обучения снизился на 0,65%, а вот к выбору физико-математического профиля увеличился на 0,94 %.
Заметно, что технические специальности среди выпускников школ с каждым годом пользуются все большей популярностью.
Вместе с тем стойкой тенденцией является рост доли выпускников, уезжающих из республики для получения образования. Среди причин преобладают: выезд для получения образования по специальностям, подготовка по которым отсутствует в учреждениях профессионального образования Чувашской Республики, выезд для получения образования иного уровня и качества, чем предлагаемые учреждениями профессионального образования Чувашской Республики и выезд на заработки (работу). Особенности контингента выезжающих отражает то, что за:
пределы Чувашии в 2009 г. 21,53% выпускников, (в 2008 г. 16,82%). Из числа выпускников городских гимназий и лицеев (кластер №1) выезжает до 44% выпускников.
за пределы республики в 2009 г. выехало:
55,88 % всех выпускников, показавших по всем предметам отличный уровень (в 2008 г. -52,2 %);
46,46 % «золотых медалистов» (в 2008 г. – 47,4 %);
более половины всех выехавших выехали в г. Москву и Московскую область, на втором месте среди предпочитаемых выпускниками регионов находится соседний Татарстан, затем - также соседняя Нижегородская область.
В вузы Москвы поступают абитуриенты, чьи баллы по ЕГЭ в среднем на 10 баллов выше, чем баллы поступивших в чувашские вузы.
Менее 50% выпускников следующих школ по итогам 2008/09 года остались в Чувашии: МОУ "Лицей №3 г.Чебоксары" (27,03%, в 2008 году - 15,75%), МОУ "Гимназия №4 г. Чебоксары" (31,94%, в 2008 году - 34,72%), МОУ "Гимназия №5 г.Чебоксары" (40,0%, в 2008 году - 47,06%), МОУ "Гимназия №1 г.Чебоксары" (42,65%, в 2008 году - 42,86%), Гимназия №2 г. Чебоксары (44,0%), МОУ "Лицей №2 г. Чебоксары" (45,03%), МОУ "Лицей-интернат им. Г.С. Лебедева г.Чебоксары" (46,39%, в 2008 году - 40,00.
2.5. Компетентностная модель современного учителя
В последнее десятилетие во всем мире и России требования к результату общего образования формулируются в категории компетенции/ компетентности.
О компетентностном подходе при обучении в школе говорится в целом ряде основных нормативных документов, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений на современном этапе:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010гг
- Федеральный компонент гос. стандарта общего образования.
Верхняя граница предметной компетентности современного учителя определяется нормативно- правовыми документами. В процессе поиска нестандартных задач происходит профессиональный рост учителя и формирование научно- исследовательской компетенции. Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя.
Данное направление активно обсуждалось на совещаниях и семинарах с руководящими и педагогическими работниками в 2009-2010 учебном году. Новое положение об аттестации учителей также определяет границы компетентностного подхода.
2.6. Наличие профессиональных сообществ, их влияние на формирование современного учителя, примеры интересной работы
С целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг педагогами муниципальной системы образования в 2006 году было создано общественное объединение Ассоциация педагогических работников города Чебоксары «21 ВЕК». На сегодняшний день насчитывается около 3000 педагогических работников – членов ассоциации.
Активно изучается опыт ведущих педагогов города и республики, в образовательный процесс внедряются передовые инновационные образовательные технологии, обобщается и распространяется инновационный педагогический опыт.
На официальном сайте управления образования создан баннер работы ассоциации. На нем собраны методические материалы, которые обобщаются и тиражируются. В рамках работы ассоциации выпускаются методические сборники. Ежегодно в рамках проведения августовской конференции ассоциацией проводится Фестиваль педагогических инноваций. Опыт работы ассоциации позволяет констатировать факт, что в муниципальной системе образования функционирует полноценный общественный орган формирования образовательной политики.
2.7. Аналитика о проведении года Учителя
За последние годы много изменений произошло в жизни школы! Но никакая самая современная инфраструктура, насыщенная информационная образовательная среда не заменят Учителя, его общения с ребенком. Год учителя – это не дань моде, не просто красивая идея, а повод для всего общества усилить внимание к школе, к учителю. И дополнительный стимул для государства, бизнеса, меценатов инвестировать в развитие образования.
В последние годы мы активно участвовали в модернизации системы повышения квалификации, вводили инновационную модель муниципальной оценки качества образования, создавали целенаправленную систему поддержки лидеров через участие в различных конкурсах, проектах, поэтапно была введена новая дифференцированная системы оплаты труда, которая зависит от качества и результативности работы.
В муниципальной системе образования запущен телевизионный проект «Столичное образование». Еженедельно освещаются вопросы развития образования. В рамках Года Учителя телевизионный проект Столичное образование получил отдельную рубрику «Жизнь отданная школе», которая посвящена педагогам школ города Чебоксары.
Много лет подряд по решению главы города Чебоксары Н.И. Емельяновым проводится конкурс «Лучшая школа года столицы». За годы проведения конкурса выявлено много инновационных практик, школа стала более открыта. В этом году мы предполагаем реализовать новый проект поддержки инновационных школ под названием «Столичная образовательная инициатива» с сохранением призового фонда. Надеюсь, что этот конкурс получит большой резонанс и станет мотивацией к высокорезультативному труду и развитию инициатив.
2010 год, был объявлен Годом Учителя. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 259 «О проведении в Российской Федерации Года учителя», распоряжения Кабинета Министров от 15 сентября 2009 года № 300-р, для проведения мероприятий, направленных на реализацию Года учителя в городе Чебоксары было подписано постановление главы города Чебоксары № 318 от 29.12.2009 «О реализации в городе Чебоксары мероприятий в рамках Года учителя».
Согласно этому постановлению в городе Чебоксары были проведены различные мероприятия, направленные на развитие профессиональных педагогических сообществ такие как:
- создание и поддержка на Интернет-сайтах администраций районов города, Управления образования и школ города Чебоксары баннера, посвященного Году учителя;
- проведение таких конкурсов, как «ТОС и школа: вместе к общей цели», «Грани профессии» - конкурс методических работ преподавателей музыкальных, художественных школ и школ искусств города Чебоксары, конкурсы компьютерного творчества - Лучший сайт образовательного учреждения, лучший урок с использованием ИКТ и другие, методический фестиваль-конкурс учителей начальных классов, конкурс на лучшего классного руководителя 2010 года «Самый классный классный» и другие;
- информационная и методическая поддержка школ города в республиканских конкурсах Лучшая школа Чувашии и Лидер в образовании;
- информационная и методическая поддержка учителей города в республиканском этапе Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России».
Активно проводится пропаганда позитивного образа учителя посредством регулярной телевизионной программы «Столичное образование» и регулярной телевизионной программы для школьников «Большие радости маленькой школы», организации книжных выставок, посвященных образу учителя в современной отечественной литературе, организации и проведение Спартакиад, соревнований среди педагогов образовательных учреждений города Чебоксары по различным видам спорта, издания сборника методических разработок по материалам фестиваля-конкурса уроков учителей предметников и т.д.
2.8. Муниципальный банк достижений учителей, учащихся
Надо отметить, что для успешного развития муниципальной системы образования еще в предшествующие годы в городе Чебоксары, созданы необходимые организационно-правовые условия, современная учебно-материальная база школ, аккумулирован опыт инновационной деятельности образовательных учреждений, лучших управленческих и образовательных практик. За последние годы в городе и республике создана система стимулирования одаренных детей это и Премия Президента РФ, именная стипендия и специальная стипендия за особую творческую устремленность Президента Чувашской Республики, именная стипендия Фонда поддержки социальных и культурных программ Чувашии ежегодно учреждается 100 именных стипендий Главы города.
За годы реализации ПНПО премию в размере 1 млн. рублей получили 29 школ города Чебоксары. Уже пятый год по инициативе Главы города Чебоксары проводится муниципальный конкурс «Лучшая школа года столицы».
За годы реализации ПНПО премию в размере 100 тыс. рублей получили 159 педагога города Чебоксары. В 2010 году 5 педагогов города Чебоксары стали победителями республиканского конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в размере 200,0 тысяч рублей, денежные поощрения Президента Чувашской Республики, в размере 50 тыс. рублей каждое получили 77 педагогов города Чебоксары.
Президентом Чувашской Республики дополнительно подписан Указ о поддержке и развитии инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования, которым учреждены ежегодные гранты для педагогических работников по 10 тыс. рублей. Все мероприятия освещаются на официальном сайте управления образования и сайтах школ.
2.9. Тенденции влияния заработной платы, фонда стимулирования на результаты работы учителя
В настоящее время одним из главных условий достижения системных изменений в сфере образования является создание нового организационно-экономического механизма, обеспечивающего комплексность решения проблем модернизации образования. В настоящее время актуальным является переход на новую систему оплаты труда (НСОТ).
Все образовательные учреждения города активно участвуют в этом эксперименте. Доходы педагогов, начиная с нового учебного года в среднем уже выросли на 25-30%. Но это повышение неравномерно - в основу НСОТ заложен принцип дифференциации оплаты в зависимости от качества труда педагога.
Уже сегодня мы видим эффекты от внедрения НСОТ в общеобразовательных учреждениях города. У лучших педагогов, которых по статистике в городе примерно 15%, рост зарплаты составил до 80%. Кроме того, надбавки обусловлены потребностью города, например в молодых специалистах или учителях-предметниках определенного профиля.
Одним из перспективных направлений модернизации системы образования является широкое внедрение во все уровни управления образованием государственно-общественной составляющей, что предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику. В связи с этим создание и развитие, поддержка государственно-общественного управления в муниципальной системе образования – важная и вполне закономерная управленческая задача.
В настоящее время Управляющие и Попечительские советы активно действуют в 97,3 %. Их количество по сравнению с 2003 г. возросло более чем в 1,5 раза. В планах последующей работы увеличение количества Управляющих и Попечительских советов, являющихся отдельными юридическими лицами, что позволит при помощи общественного управления более эффективно и с учетом запросов общества управлять образовательным учреждением.
2.10. Анализ оснащенности рабочих мест учителей
Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса в 2009 году составляет 97,1%, для сравнения в 2007 году эта доля составляла 79,3%. Налицо - положительная динамика. Улучшение на 17,8% достигнуто за счет модернизации и укрепления материально-технической базы общеобразовательных учреждений города Чебоксары за счет реализации ряда муниципальных и республиканских программ, в том числе и в рамках Комплексного проекта модернизации образования.
В г. Чебоксары удалось обеспечить высокие темпы насыщения образовательных учреждений современным компьютерным оборудованием, появились эффективные проекты внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
На сегодняшний день удалось достичь значительной обеспеченности школ компьютерной техникой: в настоящее время в школах г. Чебоксары на 18,6 ученика приходится 1 компьютер, (в 2000 году - 1 компьютер приходился на 56 учащихся).
В настоящее время все школы города имеют электронную почту, что составляет 100% из числа основных и средних общеобразовательных школ, 100% школ также подключены к сети Интернет, в том числе к широкополосному 84% ОУ, в то время как в 2000 году почту и доступ к сети Интернет не имела ни одна школа.
Количество компьютеров в образовательных учреждениях увеличилось с 1638 в 2006 году до 3000 в 2008, из них 1593 компьютера с тактовой частотой 1500 МГц и более, что составляет 53,1% от общего числа.
2.11. Система обновления кадров
Анализ структуры педагогических кадров города Чебоксары показывает, что наблюдается тенденция старения педагогических коллективов ОУ, нет заинтересованности молодых специалистов перспективами педагогической деятельности, удовлетворенности условиями труда и оплаты, а это приводит к тому, что педагогические коллективы испытывают трудности в осуществлении задач обновления содержания образования, развития инновационных форм деятельности.
Распределение педагогического состава по педагогическому стажу
Стаж работы |
2007/2008гг. |
2008/2009гг. |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
До 5 лет |
209 |
6,7% |
211 |
7% |
5-10лет |
299 |
9,6% |
295 |
9,8% |
10-20 лет. |
1067 |
34,5% |
1025 |
34% |
20 и более |
1525 |
49,2% |
1480 |
49,2% |
всего |
3100 |
|
3011 |
|
Устойчивое число работников со стажем более 20 лет (за счет работников со стажем от 5 до 20 лет). В идеальном случае количество педагогов со стажем от 5 до 10 лет должно сохраняться постоянным. Уменьшение числа работников этой категории говорит о том, что она не пополняется. Число молодых учителей (стаж работы до 5 лет) тоже стабильное. Количество молодых специалистов, ежегодно приходящих в общеобразовательные учреждения города, растет очень медленно. Главная причина малого количества молодых педагогов - низкая заработная плата, социальная незащищенность, а также отсутствие вакансий в школах.
Но в то же время анализ кадрового состава педагогов показал, что в школах есть скрытые вакансии (недельная нагрузка некоторых учителей превышает 27 часов).
Стабильное на протяжении ряда лет количество учителей со стажем более 20 лет наглядно демонстрирует старение педагогических кадров. Так как число молодых кадров стабильно, потеря педагогических кадров происходит именно на временном промежутке от 0 до 10 лет педагогического стажа. В период от 5 до 10 лет формируется чувство профессиональной компетентности.
При демографическом росте может возникнуть ситуация (это произойдет для 2 ступени обучения примерно в 2011 - 2012 гг.), когда преподавать предмет на высоком уровне станет просто некому: стажисты выйдут на пенсию, а учителей с достаточным опытом работы в школах не будет, т.к. к указанному году нынешние молодые учителя будут иметь стаж 5 - 10 лет.
Достаточно большой проблемой остается подбор квалифицированных кадров руководящих и педагогических работников и здесь нельзя забывать о работе с кадровым ресурсом. В 2010 году в управлении образования сформирована база кадрового резерва по руководящим и педагогическим работникам, что позволяет пересматривать планы курсовой переподготовки и формировать кадровую политику в муниципальной системе образования.
Эта работа позволит создать новую плеяду руководителей и педагогов, которые смогут стать так называемыми менеджерами по обучению и смогут работать с любыми социальными группами, это невозможно без привлечения различных структур и специалистов других сфер.
3. Дополнительное образование
Сложившаяся муниципальная система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся.
Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию. Сегодня каждое учреждение дополнительного образования города Чебоксары – многопрофильное учреждение, со своей историей и традициями, со сложившимся единством образовательного и воспитательного процессов, стабильным педагогическим коллективом. Для многих мальчишек и девчонок нашего города Центры и Дома творчества стали вторым домом. В 2009-2010 учебном году в 1249 творческих объединениях УДОД обучалось более 17 тысяч детей разнообразным видам творческой деятельности: художественно-эстетическому, спортивно-техническому, физкультурно-спортивному, туристско-краеведческому социально-педагогическому, естественнонаучному, эколого-биологическому, военно-патриотическому – рассчитанные на детей, начиная с дошкольного и заканчивая старшим школьным возрастом. В настоящее время система дополнительного образования детей переживает период становления. Не имея государственных требований, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики свободного времени. Муниципальная система дополнительного образования состоит из:
трех областей:
§ сети учреждений дополнительного образования, которая состоит из учреждений, обеспечивающих материально-техническое, финансовое обеспечение и доступность дополнительного образования для различных категорий детей;
§ кадров, включающая как самих педагогов дополнительного образования, так и систему их подготовки и переподготовки;
§ содержания деятельности, состоящей из типовых и авторских программ отдельных педагогов и учреждений, призванных удовлетворять потребностям различных категорий детей на различных уровнях ;
трех процессов и структур, их обеспечивающих:
§ социального мониторинга — выделение набора критериев и характеристик для определенных групп детей и систему мониторинга для отслеживания проблем этих групп и определения результативности предпринимаемых воздействий;
§ программно-методическая — прогноз развития системы и результатов проблем;
§ эксперимент — отработку конкретных технологий и программ как управленческого, так и педагогического уровня, в конкретных социальных условиях.
Каждое учреждение дополнительного образования является методической базой и помощником общеобразовательных учреждений города. Педагоги дополнительного образования делятся опытом своей профессиональной деятельности, участвуя в конференциях, конкурсах профессионального мастерства, проводят семинары и мастер – классы.
Одно из важнейших направлений работы учреждений дополнительного образования заключается в разработке педагогического мониторинга, как системы организации, сбора и обработки информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития с учетом полученных результатов. Ежегодно источником информации для педагогического мониторинга является педагогический коллектив, учащиеся и их родители. Мониторинг в дополнительном образовании призван, прежде всего, ответить на вопросы: соответствует ли учреждение запросам детей, их родителей, педагогов; соответствуют ли методы и приемы педагогической деятельности целям учреждения.
Так, на протяжении 10 лет учреждения дополнительного образования и школы объединяют свои усилия в реализации муниципальной программы организации внеурочной деятельности школьников «Мы-чебоксарцы», цель которой воспитание достойных граждан. На смену разрозненным мероприятиям, пусть даже ярким и презентабельным, пришла практика системного построения воспитательных отношений. Муниципальная программа организации внеурочной деятельности школьников «Мы - чебоксарцы» стала результатам поиска педагогических работников города, которые соединили отдельные компоненты воспитательного процесса в целостную систему. Программа «Мы - чебоксарцы» стала своеобразным «каркасом», вокруг которого элементы воспитательного процесса объединяются в единое целое. Эта программа «притягивает» к себе педагогов готовых разрабатывать и внедрять новые идеи, а школьникам и молодежи дает возможность реализовать свои способности и таланты, предоставляет учащимся свободу выбора в проявлении своей активности.
В рамках программы «Мы - чебоксарцы» для учащихся разного школьного возраста в 2009 – 2010 учебном году реализовывались следующие проекты: для учащихся младшего возраста: «Юный патриот», «Золотое перо»; для учащихся среднего возраста: «На привале», «Я и природа»; «Я не нарушаю» «Асамат кепере»; для учащихся старшего возраста: «Лидер 21 века», «Люди и судьбы», конкурс лидеров детских объединений «Моя инициатива», конкурс мультимедийных программ «Энциклопедия».