С целью реализации права на получение общедоступного дошкольного образования в городе Чебоксары в 2013 году ведется реконструкция 2 дошкольных образовательных учреждений (по Московскому пр., 38а, бульвару Юности, 21а) и строительство 2 ДОУ (по ул. Гладкова, б-ру Миттова).
Удовлетворить различные образовательные потребности обучающихся и их родителей позволяет дифференцированность образовательных учреждений по типам и видам. Муниципальная система образованияпредставлена 66 общеобразовательными учреждениями, в том числе 3 начальными школами, 5 гимназиями, 5 лицеями и 12 школами с углубленным изучением отдельных предметов, 4 вечерними сменными бщеобразовательными школами.
Процент обучающихся в лицеях, гимназиях составляет16,9 %, в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов – 22,45%,в вечерних сменных общеобразовательных школах – 2, 53%.
С целью оптимизации сети образовательных учреждений в 2011-2012 годах проведена реструктуризация двух школ (МОУ «Чандровская начальная школа» и МВСОУ «В(С)ОШ №7») путем присоединения их к МБОУ «СОШ №48» и МБОУ «Центр образования №2»; изменен тип общеобразовательных учреждений МОУ «СОШ №57» на МБОУ «СОШ №57 с углубленным изучением отдельных предметов» и МОУ «СОШ №14» на МБОУ «Кадетская школа №14»; создано МБОУ «Начальная школа № 2»
С 1 сентября 2011-2012 уч.г все общеобразовательные учреждения приступили к поэтапному введению ФГОС на начальной ступени обучения, 100% учителей прошли повышение квалификации по ФГОС.
В 100% общеобразовательных учреждений реализуются программы предпрофильной подготовки и профильного обучения. Предпрофильная подготовка учащихся осуществляется как по модели сетевого взаимодействия с учреждениями НПО и СПО («Чебоксарский электромеханический колледж», «Чебоксарский техникум строительства и гродского хозяйства», «Профессиональный лицей № 12 города Чебоксары») в 12 ОУ (19%), так по внутришкольной модели.
8 общеобразовательных учреждений города Чебоксары(МАОУ «Гимназия № 5», МБОУ «Лицей № 2», МАОУ «Лицей № 4», МАОУ «СОШ № 40», МБОУ «СОШ № 29», МБОУ «СОШ № 53», МБОУ «СОШ № 54», МБОУ «СОШ № 57») активно участвуют в реализации республиканского проекта «Профильные инженерно-технические классы» На базе этих школ функционируют 14 профильных инженерно-технических классов, в которых обучаются 343 учащихся.
Апробируются экспериментальные программы и проекты с использованием дистанционных форм обучения в 10 общеобразовательных учреждениях, семейная форма обучения организована в трех учреждениях, обучение по индивидуальным учебным планам от индивидуализации при выборе элективного курса до составления индивидуального учебного плана для малых групп численностью до 5 чел. осуществляется в 7 школах.
В общеобразовательных учреждениях созданы условия для достижения определенного уровня лингвистической образованности. В целях расширения и углубления знаний учащихся 30 общеобразовательных учреждений города Чебоксары участвуют в республиканских проектах по апробации инновационных образовательных программ по иностранному языку.
В 2013 году реализуются программы и проекты по сопровождению и успешной социализации детей с трудностями в обучении и развитии, проекты «Общественно-активная школа», «Уклад школьной жизни», «Коррекция и профилактика неуспеваемости»; внедряются тьюторские технологии в воспитательный и образовательный процесс, направленные на повышение доступности качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационную безопасность детей.
Совершенствуются формы работы с одаренными детьми: стало традиционным проведение профильной смены для одаренных детей. 80 победителей и призеров олимпиад, учеников 9-11 классов города Чебоксары ежегодно становятся участниками интерактивных занятий с профессорами и доцентами ведущих ВУЗов Российской Федерации и Чувашской Республики (НИУ «Высшая школа экономики», Технический Университет «Московский институт электронной техники», НИУ «Московский энергетический институт», Казанский химико-технологический институт, ЧГУ, ЧГПУ, ЧКИ) на базе ДОЛ «Березка». Для создания условий по выявлению, развитию и стимулированию одаренных детей ежемесячно выплачиваются 100 именных стипендий учащимся, достигшим высоких результатов в учебе. Приоритетными в деятельности общеобразовательных учреждений города по-прежнему остаются вопросы качества и эффективности обучения школьников в рамках реализации направлений информатизации. Все 100% школ города имеют сайт и электронную почту, подключены к сети Интернет. Более 85 процентов педагогов города уверенно владеют навыками работы на компьютере и активно им пользуются. В рамках реализации комплексного проекта развития региональных систем образования все 100% кабинетов, в которых размещены 1-е классы, обеспечены АРМ учителя.
В целях обеспечения информационной безопасности детей общеобразовательными учреждениями принимаются меры по ограничению доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу, на компьютерах установлены программы контент-фильтрации, позволяющие блокировать веб-сайты с содержимым, не предназначенным для просмотра.
В городе Чебоксары функционируют 6 учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению образования администрации города Чебоксары, а также на базе ОУ организована работа в кружках и секциях различной направленности.
В настоящее время в кружках и секциях, организованных на базе школ и учреждений дополнительного образования детей, услугами дополнительного образования в системе образования охвачены 80,5% учащихся, в том числе на базе учреждений дополнительного образования детей системы образования 45,5%. В учреждениях дополнительного образования детей функционируют 1150 учебных групп (16788 человек). Платными образовательными услугами охвачены 1934 человека (122 группы). Число детей в расчете на одного педагогического работника составляет 90,8 человека.
Увеличение доли детей и молодежи в возрасте 5-18 лет услугами дополнительного образования предполагается за счет:
1. Изучения спроса родителей (законных представителей) детей на организацию работы кружков и секций различной направленности. Данное изучение позволит выявить наиболее востребованные направления и открыть дополнительные группы для желающих заниматься в объединениях, при этом уменьшая количество менее востребованных кружков и секций.
2. Развития новых моделей взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Дополнительное образование в рамках введения ФГОС усилит вариативную составляющую общего образования, поможет в профессиональном самоопределении обучающихся, будет способствовать расширению предметных областей и форм организации образовательной деятельности. Обучающиеся получат разнообразный спектр дополнительных образовательных услуг и возможность выстраивать индивидуальные маршруты обучения.
Ежегодно в учреждениях дополнительного образования детей растет количество победителей международных, всероссийских, межрегиональных конкурсов. По итогам 2011 – 2012 учебного года более 2300 воспитанников отмечены высокими наградами, из них 873 человека имеют награды на международных и всероссийских конкурсах.
В 2012 году была проведена работа по развитию сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в интегрированных и дистанционных формах. Данные формы введены в МАОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Чебоксары, МБОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Росток» г. Чебоксары (сформированы 4 группы). Методистами, педагогами дополнительного образования данных учреждений разработаны занятия по декоративно-прикладному творчеству, основам журналистики, которые размещаются на сайте учреждения. При необходимости воспитанники могут получить консультации в режиме он-лайн.
|